Амет
- Хан Султан
родился 25
Октября 1920
года в гор.
Алупка,
Ялтинского
Горсовета, в
семье
рабочего.
Окончил 7
классов
начальной
средней
школы и школу
ФЗУ. Затем
работал
слесарем в
железнодорожном
депо в
Симферополе,
одновременно
учился в
аэроклубе. В
Советской
Армии с 1939 года.
После
окончания в 1940
году
Качинской
авиационной
школы, 1 год
служил в
Белоруссии, в
строевой
части.
Начало
Великой
Отечественной
войны
Младший
лейтенант
Амет - Хан
встретил в 4-м
ИАП ( Одесский
Военный
округ ) под
Кишинёвом. В
первый же
день на
биплане И-153 он
провел
несколько
штурмовок, а
через 3 дня
полк
перестал
существовать.
В Октябре 1941
года летчик
был назначен
командиром
звена того же
полка ( 147-я ИАД,
Юго - Западный
фронт). К
этому
времени он
произвёл 130
боевых
вылетов на
самолётах И-16
и И-153 на
разведку и
штурмовку
войск
противника,
за что был
награждён
орденом
Красного
Знамени. В
конце
Декабря 1941
года
Лейтенант
Амет - Хан в
числе других
лётчиков
полка был
направлен в
Кинешму (
Ивановская
область ) для
переподготовки
на
английский
истребитель
"Харрикейн".
Затем
вернулся в
свой полк,
который в это
время вошёл в
систему ПВО
города
Ярославля.
31
Мая 1941 года на
окраине
Ярославля на
высоте 7300
метров Амет -
Хан Султан
встретил
немецкий
бомбардировщик
Ju.88D-1. Он
бросился в
атаку, открыв
огонь из всех
пулемётов. "Юнкерс"
на большой
скорости,
умело
маневрируя,
изворотливо
уходил от
прицельного
огня. Наконец
Амет - Хану
удалось
зайти с
задней
полусферы.
Длинной
очередью
уничтожил
пулемётную
точку
бомбардировщика.
Когда после
очередного
боевого
разворота
поймал в
прицел "Юнкерс",
снова нажал
на гашетку, но
выстрелов не
последовало -
кончился
боезапас.
Тогда Амет -
Хан правым
крылом
своего "Харрикейна"
ударил по
плоскости "Юнкерса"...
При
ударе его "Харрикейн"
застрял в
загоревшемся
"Юнкерсе"
так, что крыло
бомбардировщика
наглухо
закрыло Амет -
Хана в кабине.
К счастью, ему
удалось
оторваться
от вражеской
машины и
выпрыгнуть
из падающих
обломков с
парашютом. За
этот подвиг
Указом
Президиума
Верховного
Совета СССР
он был
награждён
орденом
Ленина.
В
Августе 1942
года 4-й ИАП, в
составе
которого
сражался
Амет - Хан,
приступил к
боевой
работе на
Сталинградском
фронте. В
течение двух
месяцев,
летая на
самолете Як-7Б,
он одержал
несколько
побед. После
короткого
пребывания в
группе
Бориса
Еремина,
созданной
специально
для борьбы с
немецкими
Асами, где
Амет - Хан
сбил 2 Bf.109, сам
был сбит и
вновь
выбросился с
парашютом,
его вместе с И.Борисовым
и В.Лавриненковым
перевели в 9-й
ГвИАП.
По
прибытии в
полк он был
назначен
заместителем
командира
эскадрильи, в
боях над
Касторной и
Воронежем (
Июнь - Июль 1942
года ),
уничтожил
еще 7
самолетов, за
что был
награжден
Орденом
Красного
Знамени и
назначен уже
командиром 3-й
( желтоносой )
эскадрильи.
В
Октябре -
Декабре 1942
года
эскадрилью
Амет - Хана
нацелили на
уничтожение
транспортной
авиации
противника,
снабжавшей
продовольствием
и
боеприпасами
окруженные
под
Сталинградом
войска. В этот
период он
сбил 2 Ju.52 и 1 He.111.
Всего, в небе
Сталинграда
совершил 110
боевых
вылетов, сбил
6 самолетов
лично и 7 в
группе. 15
Марта 1943 года в
одном бою
сбил 2 Bf.109. Hад
переправами
Днепра в Июле
1943 года Амет -
Хан
уничтожил 2
бомбардировщика
He.111 ( за что
получил
благодарность
Командующего
8-й Воздушной
Армии
Тимофея
Хрюкина ) и
еще на 2 не
получил
подтверждения.
Затем
он воевал под
Ростовом - на -
Дону и на реке
Миус. К этому
времени Амет -
Хан Султан
стал уже
опытнейшим
бойцом. Он
научился
замечать
врага раньше,
чем тот
заметит его,
атаковал
стремительно
и неожиданно,
точно
стрелял
короткими
очередями.
Бывало
и так, что
сбитые
вместе с
напарником
самолеты
Амет - Хан
Султан
записывал
своему
ведомому,
чтобы у того
было
побольше
личных побед.
20
Августа в
районе
Калиновки
под
Таганрогом
Амет - Хан
сбивает 2 Ju.87. Hа
следующий
день, атакуя в
лоб, он сбил Ju.88,
а через
несколько
минут
заходом
сзади - снизу - Hе.111.
За эти победы
был
награжден
орденом
Красного
Знамени.
Всего, в боях
за Таганрог,
сбил 11
самолетов. С 1942
и до начала 1944
года
большинство
своих
вылетов он
проводил в
паре с Иваном
Борисовым,
сбил 23
самолета
противника и
один Fi.156
посадил на
свой
аэродром (
осенью 1943 года ).
8
Февраля 1944
года, в районе
Борислава
сбив свой 7-й "Хейнкель-111",
Амет - Хан
стал
рекордсменом
по
уничтожению
этого типа
самолета. А
вскоре
провел
тяжелейший
бой с
известным
немецким
Асом.
Произошло
это так:
В
Марте 1944 года
над
аэродромом
пролетел
немецкий
истребитель
Bf.109 и сбросил
вымпел с
запиской.
Фашист
вызывал на
дуэль
лучшего аса,
обещая не
вступать в
бой, пока
советский
летчик не
наберет
высоту 3000
метров. Такой
наглости в 9-м
ГвИАП от
противника
никак не
ожидали. К
этому
времени
летчики
полка уже
доказали
немцам, что и
они не лыком
шиты.
Доложили
командующему
8-й Воздушной
Армией
Тимофею
Хрюкину. Тот,
не долго
думая,
приказал
готовить к
вылету "Аэрокобру"
Амет - Хана.
Надо
отдать
должное
немцу - он
выполнил
условия
дуэли. Все,
находившиеся
на аэродроме,
запомнили
этот бой
навсегда,
хотя длился
он не более 15
минут. "Мессершмитт"
и "Аэрокобра"
устроили в
небе
неистовую
карусель.
Выписывая
немыслимые
пируэты,
самолеты без
единого
выстрела
гонялись
друг за
другом. А
затем
прозвучала
короткая
очередь. "Мессер"
задымился и
рухнул в пике.
Позже стало
известно, что
Амет - Хан
свалил
немецкого
Аса, сбившего
50 наших
самолетов.
Войну
Амет - Хан
Султан
заканчивал
летая на
истребителе
Ла-7. На этой
машине он
воевал в небе
Латвии и
Восточной
Пруссии, где
сбил ещё 6
вражеских
самолётов.
Последнюю
победу Амет -
Хан одержал 25
Апреля 1945 года
над
аэродромом
Темпельхоф,
сбив Fw.190 ( пилот -
командир
группы,
кавалер
Железного
креста с
Дубовыми
листьями ).
Всего к концу
войны провел
603 боевых
вылета, в 150
воздушных
боях лично
сбил 30 и в
группе 19
самолетов
противника. 29
Июня 1945 года
помощник
командира 9-го
ГвИАП ( 1-я
Воздушная
армия )
Гвардии
Майор Амет -
Хан Султан
был
награждён
второй
медалью "Золотая
Звезда".
После
войны
поступил в
Академию ВВС,
но вскоре
ушел и стал
работать
летчиком -
испытателем (
всего освоил
около 100 машин ).
В 1946 года -
Подполковник.
В 1947 году
получил
звание
Лётчика -
испытателя 1
класса. В 1952
году
удостоен
Сталинской
премии. В 1961
году ему
присвоено
звание "Заслуженный
лётчик -
испытатель
СССР".
1
Февраля 1971
года Амет -
Хан вылетел
на "летающей
лаборатории",
чтобы
испытать
новый
авиационный
двигатель,
который
помещался
внутри
салона и
выпускался
наружу с
помощью
специального
устройства.
Когда
самолет
вошел в зону
испытаний и
бортинженер
начал
опускать
двигатель,
радист
сообщил на
землю о
начале
выполнения
полетного
задания. Это
было
последнее
сообщение,
которое
получили на
КП от
лаборатории...
Самолет
упал в болото.
Весь экипаж
погиб.
Пилотскую
кабину с
Аметханом,
вторым
пилотом
Евгением
Бенедиктовым
и штурманом
Вильяном
Михайловским
отбросило
далеко в
сторону, а
бортмеханика
Радия
Ленского и
радиста
Алексея
Воробьева
нашли в
самолете. До
последнего
мгновения
экипаж
пытался
спасти
машину. Что
произошло в
тот
трагический
день, до сих
пор неясно.
Скорее всего,
взорвался
опытный
двигатель.