Амет - Хан Султан родился 25 Октября 1920 года в гор. Алупка, Ялтинского Горсовета, в семье рабочего. Окончил 7 классов начальной средней школы и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе, одновременно учился в аэроклубе. В Советской Армии с 1939 года. После окончания в 1940 году Качинской авиационной школы, 1 год служил в Белоруссии, в строевой части.

Начало Великой Отечественной войны Младший лейтенант Амет - Хан встретил в 4-м ИАП ( Одесский Военный округ ) под Кишинёвом. В первый же день на биплане И-153 он провел несколько штурмовок, а через 3 дня полк перестал существовать. В Октябре 1941 года летчик был назначен командиром звена того же полка ( 147-я ИАД, Юго - Западный фронт). К этому времени он произвёл 130 боевых вылетов на самолётах И-16 и И-153 на разведку и штурмовку войск противника, за что был награждён орденом Красного Знамени. В конце Декабря 1941 года Лейтенант Амет - Хан в числе других лётчиков полка был направлен в Кинешму ( Ивановская область ) для переподготовки на английский истребитель "Харрикейн". Затем вернулся в свой полк, который в это время вошёл в систему ПВО города Ярославля.

31 Мая 1941 года на окраине Ярославля на высоте 7300 метров Амет - Хан Султан встретил немецкий бомбардировщик Ju.88D-1. Он бросился в атаку, открыв огонь из всех пулемётов. "Юнкерс" на большой скорости, умело маневрируя, изворотливо уходил от прицельного огня. Наконец Амет - Хану удалось зайти с задней полусферы. Длинной очередью уничтожил пулемётную точку бомбардировщика. Когда после очередного боевого разворота поймал в прицел "Юнкерс", снова нажал на гашетку, но выстрелов не последовало - кончился боезапас. Тогда Амет - Хан правым крылом своего "Харрикейна" ударил по плоскости "Юнкерса"...

При ударе его "Харрикейн" застрял в загоревшемся "Юнкерсе" так, что крыло бомбардировщика наглухо закрыло Амет - Хана в кабине. К счастью, ему удалось оторваться от вражеской машины и выпрыгнуть из падающих обломков с парашютом. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР он был награждён орденом Ленина.

В Августе 1942 года 4-й ИАП, в составе которого сражался Амет - Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. В течение двух месяцев, летая на самолете Як-7Б, он одержал несколько побед. После короткого пребывания в группе Бориса Еремина, созданной специально для борьбы с немецкими Асами, где Амет - Хан сбил 2 Bf.109, сам был сбит и вновь выбросился с парашютом, его вместе с И.Борисовым и В.Лавриненковым перевели в 9-й ГвИАП.

По прибытии в полк он был назначен заместителем командира эскадрильи, в боях над Касторной и Воронежем ( Июнь - Июль 1942 года ), уничтожил еще 7 самолетов, за что был награжден Орденом Красного Знамени и назначен уже командиром 3-й ( желтоносой ) эскадрильи.

В Октябре - Декабре 1942 года эскадрилью Амет - Хана нацелили на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окруженные под Сталинградом войска. В этот период он сбил 2 Ju.52 и 1 He.111. Всего, в небе Сталинграда совершил 110 боевых вылетов, сбил 6 самолетов лично и 7 в группе. 15 Марта 1943 года в одном бою сбил 2 Bf.109. Hад переправами Днепра в Июле 1943 года Амет - Хан уничтожил 2 бомбардировщика He.111 ( за что получил благодарность Командующего 8-й Воздушной Армии Тимофея Хрюкина ) и еще на 2 не получил подтверждения.

К Августу 1943 года командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого ГвИАП ( 6-я ГвИАД, 8-я Воздушная Армия, Южный фронт ) Гвардии Капитан Амет - Хан Султан совершил 359 боевых вылетов ( из них 110 в небе Сталинграда ), провёл 79 воздушных боёв, доведя свой личный счёт до 11 сбитых машин и 19 в составе группы. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем он воевал под Ростовом - на - Дону и на реке Миус. К этому времени Амет - Хан Султан стал уже опытнейшим бойцом. Он научился замечать врага раньше, чем тот заметит его, атаковал стремительно и неожиданно, точно стрелял короткими очередями.

Бывало и так, что сбитые вместе с напарником самолеты Амет - Хан Султан записывал своему ведомому, чтобы у того было побольше личных побед.

20 Августа в районе Калиновки под Таганрогом Амет - Хан сбивает 2 Ju.87. Hа следующий день, атакуя в лоб, он сбил Ju.88, а через несколько минут заходом сзади - снизу - Hе.111. За эти победы был награжден орденом Красного Знамени. Всего, в боях за Таганрог, сбил 11 самолетов. С 1942 и до начала 1944 года большинство своих вылетов он проводил в паре с Иваном Борисовым, сбил 23 самолета противника и один Fi.156 посадил на свой аэродром ( осенью 1943 года ).

8 Февраля 1944 года, в районе Борислава сбив свой 7-й "Хейнкель-111", Амет - Хан стал рекордсменом по уничтожению этого типа самолета. А вскоре провел тяжелейший бой с известным немецким Асом. Произошло это так:

В Марте 1944 года над аэродромом пролетел немецкий истребитель Bf.109 и сбросил вымпел с запиской. Фашист вызывал на дуэль лучшего аса, обещая не вступать в бой, пока советский летчик не наберет высоту 3000 метров. Такой наглости в 9-м ГвИАП от противника никак не ожидали. К этому времени летчики полка уже доказали немцам, что и они не лыком шиты. Доложили командующему 8-й Воздушной Армией Тимофею Хрюкину. Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет - Хана.

Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолеты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет - Хан свалил немецкого Аса, сбившего 50 наших самолетов.

В 10-х числах Апреля отважный летчик уничтожил 2 Fw.190, в середине Апреля над Севастополем в труднейшем поединке сбил Fw.190, на следующий день - еще один и помог своему ведомому зажечь другой. Осенью 1944 года в районе Гульбинена он уничтожил очередной Fw.190.

Войну Амет - Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов. Последнюю победу Амет - Хан одержал 25 Апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив Fw.190 ( пилот - командир группы, кавалер Железного креста с Дубовыми листьями ). Всего к концу войны провел 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе 19 самолетов противника. 29 Июня 1945 года помощник командира 9-го ГвИАП ( 1-я Воздушная армия ) Гвардии Майор Амет - Хан Султан был награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны поступил в Академию ВВС, но вскоре ушел и стал работать летчиком - испытателем ( всего освоил около 100 машин ). В 1946 года - Подполковник. В 1947 году получил звание Лётчика - испытателя 1 класса. В 1952 году удостоен Сталинской премии. В 1961 году ему присвоено звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР".

1 Февраля 1971 года Амет - Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолет вошел в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полетного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории...

Самолет упал в болото. Весь экипаж погиб. Пилотскую кабину с Аметханом, вторым пилотом Евгением Бенедиктовым и штурманом Вильяном Михайловским отбросило далеко в сторону, а бортмеханика Радия Ленского и радиста Алексея Воробьева нашли в самолете. До последнего мгновения экипаж пытался спасти машину. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался опытный двигатель.

За период своей боевой и послевоенной деятельности Амет - Хан Султан был награжден Орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( пять ), Александра Hевского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды, "Знак почета", медалями. Почётный гражданин города Ярославля. Навечно зачислен в списки воинской части. Бронзовый бюст Героя установлен на родине, мемориальная доска - в городе Каспийске Дагестанской АССР. Его имя носят школа №:27 в Махачкале и школа №:8 в Каспийске.