Илья
Шмелев
родился 2
Августа 1917
года в Москве,
в семье
рабочего.
Окончил 10
классов.
Работал
инструктором
по
авиамоделизму.
Окончил
Аэроклуб в 1938
году. В
Советской
Армии с 1938 года.
Окончил
Борисоглебскую
военную
авиационную
школу в 1940 году.
Недолго
пробыв в
Москве, он
уехал к месту
назначения, в
одну из
авиачастей
Западного
особого
военного
округа. Там
его и застала
война.
Свои
первые
воздушные
бой Илья
Шмелев
провел летая
на биплане И-153,
в одном из них
одержал
первую
победу.
Вскоре он был
назначен
командиром
разведывательного
звена 282-го ИАП
и получил
звание
Лейтенант.
Число сбитых
им самолетов
увеличивалось,
росло и
количество
боевых
эпизодов, в
которых он
принимал
участие...
Осенью 1941 года
Шмелев
получил
назначение в
4-й ИАП, где
пересел с
устаревшей "Чайки"
на
современный
истребитель
Як-1 и стал
командиром
эскадрильи.
Росло его
боевое
мастерство, и
так же быстро
возрастало
число сбитых
им самолетов
противника.
Серьезной
школой стали
для молодого
летчика
воздушные
схватки в
небе
Сталинграда.
Затем он
принял
участие в
боях на
Северном
Кавказе.
Особо
отличился
летом 1943 года в
боях на
Кубани.
Бывали дни
когда Шмелев
сбивал по 4
вражеских
самолета в
одном бою.
Сразил он и "полосатого
дьявола" -
советский
истребитель
Як-9 с
нанесенными
на
плоскостях
черно-белыми
полосами.
Этот самолет,
пилотируемый
немецким
летчиком, вел
воздушную
разведку и не
вступая в
схватки с
нашими
летчиками,
ловко
избегал атак.
После 5-ти
дней охоты за
ним, Илья
Шмелев сбил "оборотня".
16 самолетов
уничтожил
Илья Шмелев
во время
жарких
воздушных
боев на
Кубани, в том
числе
известного
немецкого
Аса летавего
на самолете с
большим
бубновым
тузом на
борту.
Досрочно
получил
звание
Майора.
К Концу
Мая 1943 года
командир
эскадрильи 4-го
ИАП (287-я ИАД, 4-Я
ВА, Северо -
Кавказский
фронт) Майор
Шмелев
совершил 198
боевых
вылетов. В 35
воздушных
боях лично
сбил 14 и в
составе
группы 10
самолетов
противника. 24
Августа 1943
года ему было
присвоено
звание Героя
Советского
Союза.
Затем
Шмелев
участвовал в
боях на
Курской Дуге
и одержал
много новых
побед. В числе
сбитых им
немецких
летчиков
были и очень
опытные -
такие,
например, как
участник
войны в
Испании Обер-лейтенант
Пауль Фриче,
летевший на
своем "Хейнкеле-111"
бомбить
Курск. Илья
Шмелев
заставил его
подорваться
на
собственных
бомбах, так и
не достигнув
цели. Как
сообщала
тогда сводка
Совинформбюро,
"фашистские
самолеты к
Курску не
прорвались..."
Осенью 1943 года
Шмелев был
назначен
командиром
полка. Того
самого полка,
в который он
пришел
рядовым
летчиком
трудной
осенью 1941 года.
Записи в
летных
книжках
многих наших
авиаторов
могут
пролужить
сюжетом для
увлекательных
рассказов,
повестей и
даже романов.
Такова,
несомненно, и
летная
книжка Героя
Советского
Союза,
кавалера
пяти орденов
Боевого
Красного
Знамени, Ильи
Васильевича
Шмелева. Вот
одна из ее
завершающих
страничек: "Налет
общий на 18-ти
типах
планеров и
самолетов - 2288
часов. Боевых
вылетов в
период
Великой
Отечественной
войны - 528. Лично
сбитых
самолетов
противника - 29,
еще 16 - в
групповых
боях. Аварий и
поломок не
имеет, летать
любит. Охотно
и умело
передает
свой опыт
подчиненным".
Такой летной
книжкой
можно
гордиться !
После
войны
остался на
службе в ВВС.
Окончил
Высшие летно -
тактические
курсы
командиров
частей в 1947
году.
Командовал
авиационным
полком. С 1957
года
Полковник
Шмелев - в
запасе. Жил в
Москве.
Награжден
Орденами
Ленина,
Красного
Знамени (пять),
Александра
Невского,
Отечественной
Войны 1-й
Степени,
Красной
Звезды (дважды),
медалями.
Умер 25
Декабря 1979
году.