мцнмо Математические кружки МЦНМО

Олимпиады и Математика

Методические материалы и полезные ссылки.
  • Кружок в МЦНМО, 8-11 классы
  • Спецматематика в `Интеллектуале', 8 класс
  • Учебно-исследовательские задачи (`проекты') в `Интеллектуале'

  • Последнее обновление 21.8.2016. Пожалуйста, направляйте пожелания и замечания Аркадию Борисовичу Скопенкову, s*open*o@mccme.ru, где *=k.

    Кружок в МЦНМО

    Кружок "Олимпиады и Математика" (ОиМ) проходит (скорее всего) по пятницам с 16.09.2016,
    для продолжающих и отбирающих 15.40-18.00 в аудитории 308
    МЦНМО (можно опоздать).
    для начинающих 15.40-17.25 в аудитории 304 МЦНМО (можно опоздать).
    На кружок приглашаются все желающие ученики 8-11 классов. Однако уровень занятий довольно высок; большинство участников кружка имеют шанс успешно выступить на общемосковских и всероссийских математических соревнованиях.
    На занятиях кружка школьники учатся решать интересные задачи, подобранные так, что в процессе их решения и обсуждения ученики знакомятся с важными математическими идеями и теориями. В начале каждой темы решаются и разбираются олимпиадные задачи. А в конце дело часто доходит до задач для исследования. Много времени уделяется разбору лично с каждым школьником его решений и выдаче ему подсказок и/или дополнительных задач. На кружке также проходят индивидуальные занятия со школьниками, которые решают исследовательские задачи (и выступают со своими результатами на конференциях школьников).
    Имеются подгруппы "начинающие", "продолжающие" и "отбирающие" (занятия последней подгруппы предназначены для кандидатов в команду России на международную олимпиаду). Занятия в подгруппах проходят по близким темам, но по разным задачам.
    Руководитель кружка А.Б. Скопенков.
    Поздравляем учеников, завоевавших зачет по кружку ОиМ и некоторые другие достижения!
    Фотографии с выездных занятий. Фотографии с выездных школ и математических прогулок.
    Информация о кружке и о Московских Выездных Математических Школах (команды Москвы на Всероссийскую олимпиаду по математике) 2004-2009.
    Темы прошлых занятий кружка ОиМ.
    Математический семинар (1994-2013) для СУНЦ МГУ и других школ.

    ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 2016/2017 уч. года (cледите за изменениями!)
    Приходить на кружок наиболее осмысленно, попытавшись порешать перед занятием задачи на указанную тему. Перед началом каждого занятия напишите список решенных Вами пунктов домашних задач (решения которых Вы готовы рассказать у доски). На каждое занятие приносите несколько устных решений и одно идеальное письменное.
    Если источник не указан, то занятие по книге.
    Необязательное задание на лето 2016 (можно будет сдать в сентябре): порешайте указанные ниже задачи 2015/2016 уч. года из пунктов 9.1, 4.1, 21.1, 3.1, 23.1. Одну из каждых десяти решенных запишите идеально письменно.
    Домашнее задание к 16-23.09.2016. Начинающие: 1abc, 2ab, 3ab, 4ab из п. 21.5.1 `Выразимость для функций алгебры логики'. Продолжающие (группа будет сформирована по итогам решения этого задания): 1c, 2ab, 3abcde, 4ab, 10 из п. 21.5.1.

    ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ 2015/2016 уч. года
    18.09-23.10. Начинающие. 19.1. Графы под шубой. Для тех, кто решит все эти задачи, кроме любых трех --- 19.2. Подсчеты в графах.
    18.09-23.10. Продолжающие. Степенн\'ые последовательности.
    9.10-6.11. Начинающие. 10.2. Вписанный угол.
    9.10-6.11. Продолжающие. 10.3. Вписанные и описанные,
    30.10-20.11. Начинающие. 2.1, 2.3. Делимость, НОД и НОК.
    30.10-20.11. Продолжающие. 2.7. Целые точки под прямой.
    27.11-18.12. Комбинаторика. 1ab, 2ab*, 4ab из пункта 1.1. 1abc*, 2ab, 3ab, 4ab*, 5a'b'c'ab из пункта 1.2.
    20.12. Заседание математической конференции школьников.
    22-29.1.2016. Задачи регионального этапа всеросийской олимпиады. Прорешайте вариант своего класса и запишите Ваши решения. Еще.
    12-19.2.2016. 1, 11, 2, 3, 4, 5, 6*, 7*, 8* из пункта 9.1 `принцип Карно'.
    26.02-11.3. Задачи московских олимпиад. Прорешайте вариант своего класса и запишите Ваши решения. Еще.
    18-25.3. Пункт 4.1 `рациональные и иррациональные числа'.
    1-22.04. 1ab, 2, 3*, 4, 5a*, 7, 8*, 13, 15, 14 из пункта 21.1 `Игры'.
    22.04-6.05. 1abcde*, 2abcdef* (устно), 3ad*e, 4abcd*, 5abcd, 6* из пункта 3.1 `Малая теорема Ферма'.
    13-20.05. 1, 2ab, 3abcde*, 4, 5, 6, 7ab* из пункта 23.1 `Порядок, тип, сопряженность'.

    Спецматематика в `Интеллектуале'

    Как ставится оценка за модуль? Успехи учеников осенью 2015.
    Перед началом каждого занятия напишите список тех (пунктов) домашних задач к этому занятию, которые Вы готовы рассказать у доски.
    На каждое занятие нужно приносить новую версию не засчитанного ранее идеального письменного решения (или новое, если все сданные ранее доведены до идеальных).
    Школьник имеет право досдать домашние задачи на кружке "Олимпиады и Математика", по пятницам между 15.40 и 18.00 в аудитории 308 МЦНМО (можно приехать позже, всего примерно на 1-2 часа в зависимости от объема сдаваемого). Оценка за устные задачи, сданные после урока, на который они заданы, делится пополам. Позже 2 месяцев после этого урока задачи уже не принимаются. Досдать даже обязательно, если школьник
    * сдал менее трех задач, или
    * не принес очередной версии письменного решения, или
    * за последние 3 недели ни одна версия письменного решения не засчитана, или
    * пропустил занятие, или
    * не сдал первую порцию по проекту, или
    * в других объявленных случаях.
    Если источник не указан, то занятие по книге. Задачи со звездочками принимаются только у того, кто сдал все задачи без звездочки на данный день, кроме, быть может, одной.
    Сложные задачи рекомендую решать и сдавать даже после дня, на который они заданы.

    Летнее задание для поступающих в спецгруппу и даты его сдачи. Это 2.1.3d, 2.1.4abc, 2.5.7ab из параграфа 2 и 3, 4, 5 из пункта 10.2 и 14.2.8b и 1a, 2a*, 3aef, 4a из пункта 2.4. Из этих задач сдать две идеально письменно. Когда это сдано, желательно также порешать задачи без звездочек из нижеприведенных задач 2015/16 уч. года.

    Необязательное летнее задание (для успешно справившихся с задачами 2015/16 уч. года): из задач со звездочкой 2015/16 уч. года порешайте те, которые еще не решили. Еще: 1.1.7ab* и 1abc, 2ab, 4b* из пункта 3.1.
    Задача*. Предположим, что K - подмножество плоскости, не пересекающее свой образ при сдвиге на вектор a. Тогда два воза (т. е. круга диаметра |a|) не могут поменяться местами при непрерывном движении их центров по K, при котором возы не сталкиваются.

    Домашние задания 2016/17 уч. года (cледите за изменениями!)
    К 10.09.2016. 1abc, 2ab, 3abc*d*e*, 4ab, 10* из п. 21.5.1 `Выразимость для функций алгебры логики'. К 17.09.2016. 7(21)(2n)*, ... из п. 21.5.1

    Примерная программа 1-3 модуля 2016/17 уч. года. (Если источник не указан, то занятие по книге. На каждую тему 2-4 часа.)
    Алгебра.
    8.1 График кубического многочлена
    4.2 Решение уравнений 3-й и 4-й степени (после урока 26)
    6.2 Некоторые основные неравенства (после урока 26). 4bcd*e*, 5, 6bcd*e* из п. 6.1 и ...
    4.6 Теорема Виета и симметрические многочлены (после урока 47; 4-й модуль?). 1abcd, 2cd, 3abc; док-во основной теоремы.
    Геометрия.
    Задачи на пространственное воображение. 15.1, часть 15.2
    ЭЛЛИПС, ПАРАБОЛА, ГИПЕРБОЛА. Прасолов, глава 31
    Векторы. Центр масс. (после урока 13) 12.1 и Прасолов, главы 13-14
    11.1 Применение движений (после урока 24). 1, 3, 4abcd*, 7, 8, 9, 10*, 13* 11, 12*. Укажите, каким преобразованием получается график функции $y=\sqrt{x^2+2}$ из графика функции $y=1/x$, $x>0$.
    11.4 Применение подобия и гомотетии (после урока 29)
    11.2 Классификация движений плоскости (после урока 39)
    Комбинаторика.
    21.5 Выразимость для функций алгебры логики
    19.3 Пути в графах
    23.2 Четность перестановки
    К программе 4-6 модуля 2016/17 уч. года.
    8.2 Элементы анализа для многочленов
    7.1 Конечные суммы и разности
    7.2 Линейные рекурренты
    7.3 Конкретная теория пределов
    7.4 Как компьютер вычисляет корень?
    21.2 Информационные задачи

    Материалы прошлых занятий А.Б. Скопенкова в `Интеллектуале'

    Учебно-исследовательские задачи (`проекты') в `Интеллектуале'

    Школьники решают учебно-исследовательские задачи в течение всего учебного года. Задачи можно найти на алгебре, геометрии, спецматематике, кружках, на доске у 306, Вы можете предложить свои, и т.д.

    Не позже 23.10 нужно сдать выбранному Вами предруководителю два устных решения и идеальное письменное решение. Последнее нужно редактировать на основании замечаний предруководителя, пока он не сочтет его идеальным.
    28.10. Крайний срок сдачи первой порции: нужно сдать предруководителю четыре устных решения и идеальное письменное решение.

    15.11. Крайний срок присылки работ на конференцию школьников.

    25.11. Крайний срок сдачи второй порции.

    Оценка за вторую и следующие порции (в частности, окончательная оценка) складывается из
    - оценки руководителя (целое или полуцелое число от 0 до 2, выставляемое на основании сданных устных и неидеальных письменных решений),
    - оценки рецензента (целое или полуцелое число от 0 до 2, выставляемое на основании идеальных письменных решений - для N-й порции N решений на одну тему или равноценного, по мнению руководителя, решения более сложных задач),
    - достижений на внешних мероприятиях (целое или полуцелое число от 0 до 1, выставляемое на основании отзыва от конференции-конкурса, на которой полные тексты работ выкладываются в интернет; присутствие на самой конференции не обязательно, хотя наверняка Вам будет интересно).
    Сумма округляется в большую сторону.
    Решайте лучше и больше минимума, сдавайте быстрее крайнего срока!

    23.12 Крайний срок сдачи третьей порции. 20.01 Крайний срок сдачи четвертой порции. 17.02 Крайний срок сдачи пятой порции. 16.03 Крайний срок сдачи шестой порции. 13.04 Крайний срок сдачи всего.

    Почему надо начинать уже в сентябре? Серьезные достижения требуют длительной работы.
    Зачем писать текст? Написание текста - хороший способ структурировать и проверить свои мысли, а также cделать их доступными пользователю.
    Зачем представлять текст рецензенту? Взгляд со стороны помогает увидеть и ошибки и новые возможности, которые трудно заметить Вам или руководителю, `живущим внутри' задачи.
    Rambler's Top100