Концепция N1. (Поскольку эта концепция играет огромную роль в кулуарных обсуждениях, выкладываю без фамилий предложивших; надеюсь, они скоро появятся.) Наиболее полезно для успеха на олимпиаде параллельно с изучением школьником математики в начальном объеме (например, в объеме программы московского маткласса; книги, содержащие такие программы опубликованы издательством МЦНМО; некоторые свободно доступны в интернет-библиотеке на www.mccme.ru) прорешивать задачи олимпиад последних лет. В частности, на выездной школе команды Москвы на Всероссийскую Олимпиаду следует *только* прорешивать задачи олимпиад последних лет (ибо программу мат. класса школьник изучает в своей школе). ________________ Обсуждение концепции N1. ______________________________ Мне кажется, что в том виде, в котором она сформулирована, концепция 1 не разделяется никем. Насколько я понимаю, распространена другая точка зрения, условно, "олимпиадных профессионалов": есть некоторое множество типичных олимпиадных задач и приемов их решения. При подготовке к олимпиаде нужно а) научиться как можно большему числу таких приемов (начиная от самых важных - важность определяется частотой задач, для которых применяется данный прием); б) решать как можно больше типичных олимпиадных задач (не обязательно последних лет - типичность важнее); в) при подготовке к олимпиадам высокого уровня осуществлять "тонкую подстройку" - решать во множестве задачи, составленные членами жюри соответствующей олимпиады. Хочу подчеркнуть, что я не являюсь "олимпиадным профессионалом", поэтому мое изложение этой концепции чисто этнографическое. Ну, примерно как сообщение Броуди. Думаю, что граждане еще откликнутся и напишут более подробно и точно. 20.01, Миша Вялый. Ответственый секретарь редакции журнала `Математическое Просвещение', к.ф.-м.н. ______________________ [По просьбе автора переместил весь его текст сюда] Daleko ne buduchi expertom v etom voprose, proshu vosprinjat' moi vyskazayvanija sniskhoditel'no. Horosho pomnju vyezdnye shkoly serediny 90-h, v kotoryh uchastvoval kak shkol'nik. Nas uchili matematike i s nami besedovali na raznye temy, inogda i dalekie ot olimpiad: napr., Stas Shalunov ob'jasnjal mne, kak dokazyvat' kontinual'nost' semeistva borelevskih mnojestv bez transfinitnoj induktsii. Mne takoj format predstavljaetsya udachnym. Matematika interesnee olimpiad. Naprotiv togo, izlishnij akzent na sport, kak mne kajetsya, vreden. Lichno na menja pogrujennost' v olimpiadnuju kul'turu ejeminutnyh sravnenij imela, nesomnenno, ochen' travmaticheskoe vozdeistvie: ja nerovno vystupal na olimpiadah i v 11 klasse, posle ocherednogo provala, seryezno dumal sovsem ostavit' matematiku, a moi uchitelya ne skazali mne, chto neudachi na olimpiadah vse-taki ne predopredeljajut togo, chtob nikogda uje i nikak, ni pri kakih obstojatel'stvah nichego v matematike ne moglo poluchit'sja. Mne nravitsja podhod, pri kotorom olimpiady ispol'zujustja kak predlog k tomu, chtoby uchit' detej matematike. K tselenapravlennym trenirovkam v reshenii olimpiadnyh zadach otnoshus' kraine negativno. Vremja, potrachennoe na eto mnoj samim, vspominaju s sodroganiem. K tezisu "programmu matklassa shkol'nik uchit v shkole". Po moim nabljudenijam, uroven' obschematematicheskoj kultury vypusknika matematicheskoj shkoly segodnja suschestvenno nije, chem 15 let nazad. Bezuslovno, est' ochen' talantlivye shkol'niki, no znajut oni, v bol'shinstve sluchaev, gorazdo men'she. V 90e tipichnyj vypusknik matklassa horoshej shkoly znal mat. analiz v ob'eme 1go semestra mehmata (sil'nyj --- 1go kursa), znal nachala teorii chisel i teorii Galois, teoretiko-mnojestvennoj topologii i proch. V pervye gody suschestvovanija NMU na zanjatija 1go kursa hodilo mnogo shkol'nikov (2go --- pervokursnikov, i t.d. --- byl tipichen sdvig na 1 god). Sejchas, mne kajetsya, nichego podobnogo net. S etoj tochki zrenija, dumaju, kak raz ochen' polezno moglo by byt' obsujdatat' podobnye syujety na vyezdnyh shkolah. Pochemu ne pouchit' teorii Galois? Vy uvereny, chto vse chleny komandy Moskvy na vserossijskuju olimpiadu mogut dokazat', chto kub nel'zja udvoit'? Nakonets, mne kajetsya, segodnjashnie shkol'niki ispytyvajut, v sravnenii so shkol'nikami 90yh, gorazdo bol'shie trudnosti s tem, chtoby pravil'no govorit' i gramotno pisat' po-russki. Ne ostanavlivajas' na orfografii (kotoroj mojno schitat', chto bol'she ne suschestvuet), imeju v pervuju ochered' v vidu zatrudnenija s tem, chtob jasno vyrazit' mysl', napr., ideyu reshenija. Polagaju, chto tut mogut prigodit'sja matboi, kotorye voobsche, na moj vzglyad, s samyh raznyh tochek zrenija ochen' polezny. 20.01, А. И. Буфетов. к.ф.-м.н., университет г. Райса (США) победитель всероссийских олимпиад школьников. ________________ Голосование по концепции N1. За: пока нет (первый, кто за, будет предложившим). Против: пока нет.