Представление, рецензирование и награждение работ на ММКШ

  • Правила и сроки подачи работ
  • Какие работы принимаются на ММКШ?
  • Как написать исследовательскую работу?
  • Рецензирование и награждение
  • Пояснение: зачем участвовать и как обычно возникают работы?
  • Пояснение: чем мотивированы правила конференции?
  • Пояснение о завершенности доказательств
  • Пояснение об исследовательских разработках
  • Пояснение о четких формулировках и самостоятельности
  • Пояснения о консультациях
  • Пояснения и рекомендации о подаче работ
  • Рекомендации по написанию работ (=по проверке доказательств)
  • Расширение жюри и программного комитета ММКШ
  • Правила и сроки подачи работ

    Работы первокурсников рассматриваются так же, как работы школьников. В случае награждения им выдается диплом, но не выдается материальное поощрение.

    Консультации: круглый год. Рекомендуемый срок присылки работы на консультацию - до 15 сентября или ранее. Ни работы, ни ответы консультантов не выкладываются на сайт ММКШ. Консультация по работе не означает ее включение в программу ММКШ и тем более награждение премией. (Однако консультация поможет автору подготовить работу, достойную премии.)

    Для подачи работы автору нужно до 15 октября прислать по адресу mmks@mccme.ru ее текст и согласие с его выкладыванием на сайте ММКШ.
    Подать работу можно и между 16 октября и 15 ноября, но в этом случае она может быть отклонена без рецензии. Кроме того, при подаче после 15 октября школьнику может не хватить времени на доработку текста, и в результате текст может быть отклонен.
    Работы принимаются в любой форме, кроме файлов docx или файлов с кириллическими символами в их названии (потому что у многих пользователей могут возникнуть проблемы с их прочтением). В частности, работы принимаются в виде сканов рукописного текста. Предпочтительный формат - pdf, приготовленный из теха (с этим форматом работают научные журналы). Нежелательный (но принимаемый) формат - Уорд.

    Одна из стандартных рецензий на работу. Ее полезно прочитать авторам и руководителям перед представлением на ММКШ, чтобы не получить эту рецензию на представляемую работу.
    (Мы принимаем работы именно от авторов для того, чтобы окончательное решение о подаче данной версии работы на ММКШ принималось именно автором. Хотя при этом совет руководителя должен иметь важное значение.)

    Оплата проживания и/или проезда для иногородних участников. Для получения такой поддержки необходимо попросить ПК оплатить проживание и/или проезд на основании версии работы, приложенной к просьбе (эту версию разумно присылать намного ранее, чем 30 ноября). Решение об оплате или отказе будет направлено автору не позднее, чем через три недели после получения просьбы. (Для оплаты необходимо, но не достаточно, принятие работы программным комитетом.)

    Какие работы принимаются на ММКШ?

    Мы принимаем все содержательные, в том числе простые и короткие, работы (=тексты) школьников, в которых нет неверных утверждений и необоснованных претензий на новизну (результатов или доказательств) или на завершенность доказательств. Например.
    Более конкретно, мы принимаем работы одного из трех типов (номинаций):
    - научно-исследовательские работы (результат содержателен, имеются четкие формулировки, доказательства завершенные, новизна проверена выкладыванием работы в архив до 15.11);
    - учебно-исследовательские работы (результат содержателен, имеются четкие формулировки, доказательства завершенные, отправлена до 25.11);
    - исследовательские разработки (предварительный результат содержателен, имеются четкие формулировки, отправлена до 30.11).
    Итак, работа на ММКШ - это в первую очередь четко сформулированное математическое утверждение (теорема или гипотеза). Только после четкой формулировки утверждения имеет смысл писать его доказательство и писать, почему они интересны. (Если работа подается в категорию исследовательских разработок, то приводить доказательство не требуется, но нужны эвристические соображения и/или эксперименты.) При этом писать мотивировки не обязательно для принятия работы на ММКШ (хотя потренироваться мотивировать результаты полезно, это менее доступно школьникам, не имеющим глубоких и широких познаний).
    Частью работы каждого типа может быть работа следующего типа (например, в научно-исследовательской работе могут быть четко сформулированные, но не доказанные, гипотезы; к ним могут приводиться наброски доказательств).
    Эти критерии не очень формальны. И они, и приводимые ниже пояснения (дополнения и замечания к которым приветствуются) дают лишь ориентировочные представления. Формально, решения о принятии/отклонении работ, о распределении принятых работ на три номинации, а также на аудиторные и стендовые доклады, принимает программный комитет (ПК) на основании рецензий.

    Главное - не количество, а качество! Если некоторые рассуждения не являются завершенными доказательствами, то их стоит либо не включать в работу, либо честно назвать их выводы гипотезами (чтобы не помешать принятию работы на ММКШ). Один четко сформулированный результат школьника, имеющий завершенное доказательство, принесет больше пользы (и, как следствие, будет выше оценен на ММКШ), чем десять результатов, не проверенных по-настоящему.

    Рецензирование и награждение

    Заочный тур. Поданные работы программный комитет (ПК) посылает на анонимную рецензию. Анонимная рецензия в течение трех недель после получения работы направляется автору (с копией руководителю) и (с согласия рецензента) выкладывается на сайт ММКШ. После получения рецензии автор может подать новую версию, которая также выкладывается в интернет и направляется на рецензию. Это может повторяться несколько раз.
    Хотя
    самостоятельность и степень содержательности не учитываются при распределении по номинациям, они являются важнейшими критериями для последующего решения жюри о награждении по данной номинации.
    Для желающих авторов текстов, рано представивших первые версии и успешно работающих над замечаниями рецензента, проводится школа по тематике их текстов. В ней участвуют математики, известные своими публикациями для школьников и студентов по тематике работ.

    Чтобы работа была принята в `научную' номинацию, автору необходимо (но не достаточно) выложить работу в архив, с согласия научного руководителя, с указанием его фамилии и со следующей фразой (в сноске на первой странице работы): 'This paper is prepared under the supervision of NAME and is submitted to the Moscow Mathematical Conference for High-School Students. Readers are invited to send their remarks and reports on this paper to mmks@mccme.ru'.
    ПК готов (в течение трех недель) высказать по тексту работы рекомендацию о целесообразности выкладывания текста в архив; окончательное решение о выкладывании принимает сам школьник со своим руководителем. На сайт ММКШ выкладываются ссылки на работы, выложенные в архив, а не сами эти работы. Предостережения и технические инструкции по выкладыванию работ. Работы желательно выкладывать в Техе (поскольку с этим форматом работают научные журналы). Рекомендуем выкладывать работы по-английски, так как это намного увеличивает количество математиков, которые смогут ее прочитать. Для выкладывания работы по-русски текст должен быть в win кодировке и иметь шапку. Рекомендацию для выкладывания работы можно попросить у автора любой работы по близкой тематике, уже выложенной на этом сервере, или по адресу mmks@mccme.ru. Во втором случае необходимо приложить текст работы (впрочем, и в первом это может потребоваться).

    Какие работы принимаются в качестве аудиторных докладов? Для принятия работы в качестве аудиторного доклада нужно, чтобы первые 2-4 страницы текущей версии текста, представленной на ММКШ, составляли бы текст интересного аудиторного доклада. Если работа принята в качестве стендового доклада, то доработать ее текст для принятия к аудиторному докладу автору будет особенно легко. Для этого необходимо выделить несколько наиболее важных фактов, которые будут сформулированы и доказаны в начале текста (и, на конференции, в аудиторном докладе). Хотя это требование не является формально необходимым для принятия работы в качестве стендового доклада, без его выполнения интерес к стенду будет невелик. Такие важные факты автор может выбрать, пользуясь советами руководителя, рецензента и консультанта. Если аудиторный (или стендовый) доклад заинтересует слушателей, то они смогут ознакомиться с остальными результатами - как по полному тексту, лежащему на сайте ММКШ, так и по бумажным копиям, которые заранее распечатывает для участников Оргкомитет. Хочется пожелать автору, чтобы этих копий не хватило всем желающим.

    Решение ПК о принятии или отклонении работы, о ее номинации и о виде доклада: до 5 декабря на основании последней версии работы,
    поданной до 30 ноября - для номинации исследовательских разработок.
    поданной до 25 ноября - для учебно-исследовательской номинации;
    выложенной автором в архив до 15 ноября - для научно-исследовательской номинации; если работа представлена автором в архив и появилась на сайте ММКШ до 15 ноября, но не появилась в архиве до 20 ноября (по не зависящим от автора причинам), то ПК принимает отдельное решение о принятии работы в научно-исследовательскую номинацию в данном или следующем году.

    Отклоненная работа может быть по желанию автора представлена в качестве стендового доклада на заседании ММКШ. При этом она не может быть награждена премией ММКШ (ни в какой номинации); ПК не несет ответственности за качество работы.
    Однако отклонение работы не означает, что работа полностью бессмысленная. Отклоняются те работы, которые не удовлетворяют критериям принятия в одну из номинаций, если автор почему-либо не представил новую версию своей работы или ее части, уже удовлетворяющие одному из этих критериев.
    Автору отклоненной работы полезно и интересно представить ее на конференции как стендовый доклад и обсудить ее лично (а не только через заочную рецензию) с теми, кто заинтересуется стендом.

    Решение жюри ММКШ о награждении работы принимается в день заседания на основании вышеуказанной версий работы и выступления докладчика (или беседы с ним у его стенда). При оценке учитываются только результаты, одобренные рецензентом (в частности, только содержащиеся в вышеуказанной версии работы).
    Работа, принятая в некоторую номинацию, но не награжденная в ней, может быть награждена премией менее продвинутой номинации.
    Новая версия работы, представляемая в следующие годы, может быть награждена премией в более продвинутой номинации. (Проверить старую идею написанием четкой формулировки и завершенного доказательства, и довести ее до пользователя, для начинающего исследователя обычно более полезно, чем вместо проверки старой идеи придумать новую и также не проверять ее.)

    С 2014 спонсоры обычно оплачивают победителям ММКШ участие в выбранных ими летних (или зимних) школах.

    Заседание ММКШ: ориентировочно 15 декабря (18 декабря в 2016). Видеозаписи докладов по возможности выкладываются на сайт ММКШ.

    Пояснение: зачем участвовать и как обычно возникают работы?

    Мы хотели бы поддержать уже имеющуюся в России знаменитую `систему кружков', а не создавать новые структуры. На многих хороших кружках (спецкурсах, занятиях по `спецматематике', летних школах и т.д.) материал изучается в виде решения и разбора задач, а также записываются решения некоторых задач. Если изучение устроено так, то часто появляются решения, которые интересно показать более широкому кругу учеников и учителей. Такие решения могут возникнуть на занятиях активно работающего математика и содержать новые результаты, а могут быть и самостоятельным переоткрытием известной теоремы. Такие решения разумно и полезно сначала направлять на консультацию и затем подавать на конференцию. Совсем не обязательно, чтобы такие решения содержали элемент новизны (хотя иногда он естественно появится). Совсем не обязательно, чтобы в дальнейшем школьники, пришедшие на ММКШ, занимались решением задач, предложенных на ММКШ (хотя для небольшого количества школьников это будет естественно).
    Подготовка работы на ММКШ - хорошая тренировка к олимпиадам (в частности, к этапам Всероссийской олимпиады). Действительно, работа в учебно- или научно-исследовательскую категорию ММКШ - это в первую очередь четко сформулированное математическое утверждение и его ясно написанное доказательство.
    Например, удачной работой для ММКШ является решение задачи (или цикла задач), предложенных на
    Летней конференции Турнира городов или в Задачнике Кванта. Особенно если это решение отличается от предложенного жюри/редакцией, или - еще лучше - если решение жюри/редакции основано на Вашем решении. Вот примеры работ и рецензий на них.
    Работа по самостоятельному письменному решению задач не только интересна и полезна, но и тяжела. Поэтому разумно иногда из этой работы сделать праздник. Для него идеально подходят ММКШ и некоторые другие конференции школьников .

    Пояснение: чем мотивированы правила конференции?

    Эти правила касаются работы над замечаниями, завершенности научных работ, используемых сведений и открытости. Правила конференции отражают реальные проблемы, поэтому они не так просты. Впрочем, для человека, привыкшего к серьезной работе и не возражающего против получения награды за ее завершение, эти правила покажутся сами собой разумеющимися.

    Мы считаем, что работы школьников, награждаемые научными премиями, должны удовлетворять критериям полноты доказательств и серьезности проверки новизны, предъявляемым к завершенным научным работам (без скидки на возраст их авторов). При этом требования к глубине и количеству результатов могут быть более слабыми. Вообще, целью исследовательской деятельности школьника не обязательно должна быть завершенная научная работа. Во-первых, большинству школьников трудно сделать такую работу (часто встречаются незавершенные работы - на стадии доклада на научном семинаре или написания первых версий текста). Во-вторых, самостоятельно решить важную красивую (известную) задачу или провести интересный вычислительный эксперимент для школьника может быть гораздо полезнее, чем доказать новую, но громоздко формулируемую теорему. Награждены могут быть все эти работы - при условии, что известность результата (или отсутсвие настоящей проверки новизны) явно отражена в тексте, а итоги экспериментов или незавершенных доказательств не называются теоремами.
    См. также статью из Мат. Просвещения
    Если новизна и доказательство результата проверены (в первую очередь автором!) по критериям, предъявляемым ко `взрослым' научным работам, то работа может быть награждена научной премией. Если доказательство проверено по таким критериям, а новизна - нет, то работа может быть награждена премией по категории учебно-исследовательских (завершенных исследовательских) работ. Если же доказательство не проверены по таким критериям, то работа может быть награждена премией по категории исследовательских разработок. Мы надеемся, что это различение поможет
    - формированию адекватного представления в обществе о научной работе.
    - школьникам решать доступные и полезные им задачи, а также учиться серьезно проверять свои доказательства.

    Мы считаем, что школьников и их руководителей полезно познакомить с системой `внимательного рецензирования' (peer review), при которой окончательный (публикуемый или награждаемый) текст формируется путем работы автора над замечаниями рецензента. Поэтому мы будем выкладывать на сайте ММКШ все работы, поданные на конференцию (а не на консультацию) и, с согласия рецензента, рецензии на них. (Перед подачей работы на конференцию рекомендуем получить консультацию, см. ниже.) Опыт показывает, что конкретные примеры рецензирования гораздо более эффективны, чем общие слова.
    Для рецензирования необходимо рассматривать работы заранее. Вот ответ одного из математиков в ответ на приглашение войти в Совет Рецензентов ММКШ: Cогласен при выполнении естественных правил вежливости: на рецензию дается по крайней мере месяц. Ничего определенного за более короткий срок я обещать не берусь.

    Если школьник использует в работе сведения, не входящие в университетскую программу, то крайне важно, чтобы он показал свободное владение этими сведениями, грамотно и экономно изложив их в тексте работы.
    Мы сознаем, что это требование не обязательно для научных работ. Если школьник считает, что такая работа с текстом не полезна для него, то ему следует подавать текст на `нешкольный' конкурс.

    Мы считаем, что научно-педагогическому сообществу полезно и интересно получить представление о `научно-проектно-конференционной' деятельности школьников в целом (не только на примере докладов, принятых на ММКШ). Ср. Медведев призывает выложить в интернет все диссертации. Это важно, поскольку результаты этой деятельности недоступны: из огромного количества известных нам конференций школьников доклады выкладываются в интернет только на конференции летней школы `Интеллектуал' и на ММКШ (планируется выкладывание работ в интернет на конференции школьников под эгидой Российской академии наук).

    Пояснение о завершенности доказательств

    Есть доказательства, `правильные' только благодаря наличию учителя-оракула, т.е. человека, знакомого с фактом, его доказательствами и тем, что вокруг. Если же сам автор - без проверки оракулом - будет писать доказательства такого рода, то они часто будут ошибочными. А вот завершенными доказательствами мы называем такие, вероятность ошибки в которых мала за счет их уровня строгости и структурированности, а не за счет проверки оракулом. (Завершенность понимается именно в этом смысле, а не в смысле отсутствия направлений для дальнейших исследований.) Другими словами, они написаны для пользователя, а не для проверяющего. Именно такие доказательства прилично присылать на проверку квалифицированным рецензентам (которые, как правило, являются занятыми людьми). Как правило, именно такие доказательства требуются при публикации научной работы в рецензируемом журнале. На некотором уровне школьникам полезно учиться писать такие доказательства. Тогда, даже если результат их теперешней работы известен в науке, в будущем они смогут писать научные работы, проектировать атомные станции и т.д.
    Написание `завершенного' доказательства обычно происходит параллельно с неформальной проверкой доказательства руководителем и наиболее близкими специалистами. Оно делает возможным неформальную проверку доказательства как ими, так и специалистами, не знакомыми с устным изложением работы. Таким образом, написание `завершенного' доказательства - и важный этап, и важный результат неформальной проверки. Без последней результат недостаточно надежен для его использования (как и без наличия `завершенного' доказательства).

    Пояснение об исследовательских разработках

    Главный неформальный критерий принятия работы в эту номинацию --- ее выполнение должно быть полезно для школьника.

    В категорию 'исследовательских разработок' будут приниматься, например,
    1. Решение сложной (для данного школьника) задачи (или серии задач), записанное в рамках кружка или занятия в математическом классе (в этом случае текстом работы может быть скан решения), без приведения завершенного доказательства;
    2. Работа о факте (т.е. гипотезе), обнаруженном экспериментально или эвристически, т.е. без приведения завершенного доказательства;
    3. Методические работы, которые мог бы использовать учитель и руководитель кружка.

    Комментарии.
    1. Осмысленно представлять решения, в которых присутствует не только техника, но и красивые идеи, новый (для школьника) подход к задачам. Например, работы, в которых с помощью даже известных задач (подобранных и сформулированных руководителем), исследуется какая-либо геометрическая конфигурация, найдены связи между казалось бы разными задачами и темами и т. д. По сравнению с учебно-исследовательской категорией здесь смягчены требования к
    завершенности доказательств. См., например, некоторые работы, представленные на ММКШ в 2012 году (это именно примеры, а не образцы).
    2. Факты должны быть подтверждены в работе сериями примеров или правдоподобными рассуждениями (проверкой частных и предельных случаев, согласованностью с доказанными результатами и т.д.). Такие факты часто возникают при поиске аналогий или обобщения известных результатов. Например, при помощи компьютерного эксперимента, в частности, программ динамической геометрии. См. примеры на стр. 53-64 здесь (это именно примеры, а не образцы).
    3. Например,
    - вариант школьной олимпиады (например, составленный старшеклассниками для 5-6 класса);
    - решения задач из подборки задач, составленной учителем или самим автором;
    - несколько доказательств известной теоремы (скажем, неравенство Коши) со сравнением краткости и простоты доказательств, с обобщениями, которым поддаются разные доказательства;
    - методически выстроенная подборка задач по теме (например, сборник задач по уравнениям с параметром, распадающийся на варианты одинаковой трудности или цепочка задач возрастающей трудности для заочного обучения); работа должна кроме самой подборки задач содержать методический комментарий с принципами ее составления;
    Если занятие или олимпиада уже проведены, то хорошо иметь отзыв или комментарий от проводивших.
    Конкретные примеры появятся здесь позже.

    Рецензирование и обсуждение нестрогих, но содержательных, работ будет полезно как для авторов, так и для слушателей. Оно может привести и к получению достоверных доказательств (и, как следствие, к премии ММКШ по более продвинутой номинации, или к награде на другой конференции школьников).
    В некоторых случаях принятие на конференцию и награждение работы, доказательства в которой неполны, все-таки может нанести вред ее автору. Поэтому не будут приниматься, например, работы, в которых не написано четко, какие результаты доказаны, а какие - нет.

    Пояснение о четких формулировках и самостоятельности

    Указания, какие формулировки являются нечеткими и почему, а также примеры четких формулировок, можно найти в отзывах рецензентов на странице рецензирования работ.

    Самостоятельность означает, что школьник решил задачи сам (а не прочитал в книге и не скачал из интернета). Конечно, сама последовательность задач может быть подсказкой; допускаются также подсказки от руководителя. Важно, чтобы эти подсказки были полезны для общего развития школьника, и чтобы на неполную самостоятельность достижений было явно указано в тексте (например: эту лемму я доказал с существенной подсказкой руководителя, или: доказательство этой теоремы взято оттуда-то и приводится в тексте для полноты; я самостоятельно использовал эту теорему для получения результата работы).
    Как правило, в личном разговоре на ММКШ самостоятельность и владение темой быстро выясняются. В случае сомнения в самостоятельности члены жюри предлагают школьнику для самостоятельного решения в течение 20-30 минут одну-две новые несложные задачи по теме работы. Такие задачи может также предложить в отзыве рецензент, чтобы помочь автору понять, самостоятельна ли его работа, и отменить выдвижение на ММКШ, если не самостоятельна.
    Если жюри сочтет, что работа не самостоятельна, то она не будет награждена.

    Пояснения о консультациях

    Консультации: ответы на вопросы автора и работа автора над замечаниями консультанта. Любой школьник может прислать свою работу в ПК и задать любой математический вопрос. (Например: известен ли в науке такой-то результат; правильно ли у меня доказана такая-то лемма; какие задачи на данную тему мне стоит порешать и какие книги/статьи почитать; можно ли считать мое доказательство полным или для полноты нужно сделать какие-то изменения; разумно ли мне подать работу на конференцию или перед этим желательно сделать какие-то изменения.)
    ПК назначает автору консультанта, который отвечает на вопросы школьника (в частности, может написать предварительную рецензию на работу). Общение с консультантом может привести не только к исправлению ошибок, но и к тщательной переделке работы. Однако, как правило, консультант не становится соруководителем школьника.
    После получения ответа или рецензии автор может подать новую версию, с которой происходит то же самое, и так несколько раз. Чтобы сделать возможными несколько итераций,
    - ПК просит консультантов присылать ответы или рецензии в течение месяца,
    - авторам рекомендуется присылать работы задолго до крайнего срока подачи работ (15 октября): до 15 сентября или ранее.
    (Школьники, уже награжденные научной премией ММКШ, консультировались по своим работам примерно год.)
    Авторы наиболее удачных и завершенных работ приглашаются выступать на семинарах.
    Консультации --- этап самый важный, но он наименее формализован. (В частности, ПК не берет на себя формальных обязательств по срокам присылки ответов или рецензий.)

    Пояснения и рекомендации по подаче работ

    При подаче работы на конференцию ПК назначает школьнику консультанта (если он еще не назначен на этапе консультаций). Школьник может (но не обязан) обращаться к консультанту за советом. В частности, за советом по поводу учета замечаний рецензента. (При этом, как правило, рецензент и консультант - разные люди.)

    Рекомендации по рецензированию работ, представленных на учебно-исследовательскую премию. Их полезно подсмотреть школьникам и руководителям, чтобы они знали, как будут оцениваться их работы.

    Доступность. Текст работы, подаваемой на ММКШ, должен быть доступен человеку, владеющему университетской программой по математике. Более конкретно, должны быть явно (а не в качестве ссылок) приведены все определения и формулировки теорем, используемые в работе и не входящие в университетскую программу. При этом допускаются ссылки на доказательства таких теорем.
    (Конечно, слова "университетская программа" расплывчаты. Если есть сомнение, нужно ли приводить в работе данное определение или утверждение, то либо приведите его, либо обратитесь в ПК ММКШ. Такие сомнения могут возникнуть, например, в элементарной геометрии, где изучаемые в большинстве российских кружков сведения не входят в университетскую программу; ПК готов разрешить автору использовать некоторые из них.)

    Рекомендации по докладам. Мы рекомендуем делать доклады фломастером (или мелом) на доске. Это хороший способ продемонстрировать, что работа сделана самостоятельно. При компьютерной или слайдовой презентации неопытному докладчику практически невозможно настолько медленно менять картинки, чтобы публика успевала следить.
    Мы рекомендуем сделать по крайней мере первую часть доклада доступной широкому кругу школьников и учителей. Если работа действительно интересна и нетривиальна, то обычно можно сформулировать общедоступные частные случаи или упрощенные версии.

    Расширение жюри и программного комитета ММКШ

    Руководители, работы учеников которых регулярно принимаются на ММКШ, по решению жюри (соответствующей номинации) становятся постоянными членами жюри (этой номинации).
    Рецензенты, регулярно присылающие полезные отзывы, по решению жюри (некоторой номинации) становятся постоянными членами жюри (этой номинации).
    Постоянные члены жюри, регулярно активно сотрудничающие с программным комитетом, по решению программного комитета становятся членами программного комитета.

    Последнее обновление 29.8.2015. Пожалуйста, направляйте пожелания и замечания Аркадию Скопенкову, sk*penk*@mccme.ru, где *=o.