МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В XXI ВЕКЕ

Окончание. См. начало

Евгений Бунимович: Это проблема не только прикладной математики, но очень серьезная педагогическая проблема. Я говорю об этом как учитель математики.

Преподаватели учат не тому, что написано в учебнике, и даже, наверное, не тому, что записано в программе, а тому, что будет на экзамене. И поэтому экзамен - это мощный рычаг, любой экзамен. А самый мощный рычаг влияет на образование. Именно поэтому надо быть очень осторожным. Это первый момент. Второй момент заключается в том, что, как бы мы ни хотели говорить с каждым учеником, выяснить его склонности и способности - такой возможности у нас нет. И именно потому, что мы находимся в таких условиях, мы не сможем обойтись без того, что здесь называется тестами. Хотя я до сих пор не понял, что мы называем тестом. Но это отдельный вопрос.

Есть еще один момент. Это трагическая для российской школы проблема - проблема списывания. Это очень серьезно. Если система списывания, подлога является просто массовой системой - так же как в свое время было стыдно украсть колбасу в магазине, но не стыдно стащить книжку в библиотеке, примерно так же не стыдно было списывание, - тогда и все остальное не очень стыдно. Если у нас есть тест, который мы можем предъявить индивидуально, я имею в виду компьютерный тест, тогда твой сосед вряд ли тебе поможет, потому что у него будут другие вопросы. На традиционном экзамене мы просто не можем каждому дать свой вариант. У нас нет на это денег. С тестами мы можем это сделать. И уже то, что это понизит уровень списывания (вранья), при всех плохих ситуациях математических и даже качественных в образовании, - это уже неплохо. Это очень неплохо.

Я не хотел бы, чтобы мы тест понимали примитивно. В конце концов мы сегодня вспоминаем часто Америку - вспомните американский тест на проверку английского языка. К нему готовятся серьезно люди, которые хорошо знают английский язык. Причем американцы решают ту же задачу, что и мы. Они не могут прислать во все страны мира комиссии, чтобы проверять каждого человека. И применительно к этой схеме они вынуждены были сделать стандартный тест на знание английского языка. Массовую систему с потерями. Да, с потерями. Но я хочу сказать, что такой тест не просто дорог, а безумно дорог. Поэтому я не уверен, что сегодня можно ввести тест, именно не потому, что он дешевый, а потому, что он дорогой.

У нас же закон придумают 10 человек, а обходят миллионы. Так же точно с тестами. Придумает группа из 10-20 человек, а сотни тысяч школьников и взрослых будут печатать пособия, как обойти тест. Это очень важный момент.

Момент следующий - тест на проверку ученика. Не надо ставить ученику отметку. Это проблема не ученика. Эта проблема школы в целом. Мы смотрим результаты. Тест дает возможность быстро сделать срез в разных областях, в смысле в разных регионах. Посмотреть, что одна область тянет, а другая не тянет. Мы без этого не обойдемся при наших просторах.

И еще один очень важный момент - право на ошибку, право ребенка на ошибку. Это тоже социальное право для подростка, который идет на экзамен.

Владимир Тихомиров: Я хочу обратить внимание на одну только вещь серьезную, которая меня беспокоит. Я слышал, где-то даже читал, что в 2003 году все вступительные экзамены будут заменены тестом. Вот это мне представляется очень и очень опасным. Из-за того, что уровень коррупции в нашей стране, к сожалению, очень высок...

Евгений Бунимович: Маленькая реплика. Я как представитель средней школы могу это только приветствовать, потому что коррупция перейдет из вузов в среднюю школу и благосостояние учителя резко повысится...

Владимир Тихомиров: Видимо, отменить процедуру тестирования вообще будет очень сложно. Мы сейчас против этого будем возражать, но тем не менее она, по-видимому, пройдет, это мировая тенденция. Но что при этом, по идее, может быть: на мехмат коррумпированным образом пойдет 90 процентов негодных людей. Даже не коррумпированных - низкокачественных. Поэтому нужен реальный рубеж, который во власти самого мехмата. До этого все будет во власти каких-то неизвестных структур. Совершенно неизвестно, кто будет расставлять галочки, где они будут заготовлены, ничего совершенно невозможно будет предвидеть. Поэтому должна быть какая-то система, при которой происходит реальный отбор людей, способных двигать вперед науку.

материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от 18.10.2000
Оригинал: http://science.ng.ru/policy/2000-10-18/6_math21.html