21-22 августа на кафедре и учебно-методической лаборатории (УМЛ) химии МИОО проведена работа по экспертной оценке проекта.
В работе экспертной группы участвовали сотрудники кафедры, УМЛ химии, методисты округов, актив учителей химии г. Москвы. Всего 24 человека.
Замысел проекта стандартов и его структура в основном соответствует закону РФ «Об образовании». Замысел проекта стандартов по предмету «Химия» не в полной мере соответствует техническому заданию (ТЗ) Министерства образования РФ (МО РФ).
По мнению специалистов в настоящее время для освоения предлагаемого содержания образовательных программ и достижения сформулированного уровня требований всеми учащимися требуется 140 часов учебного времени, однако, это количество является критическим.
Основные составляющие стандарта и их количество разумны и достаточны, в основном соответствуют друг другу и задачам данной ступени образования.
Предложения по корректировке стандартов.
Обязательный минимум содержания образовательных программ изложен не логично и требует структуризации как по следующим разделам, так и внутри их: «Теоретические основы неорганической химии», «Основы органической химии», «Методы познания веществ и химических явлений», «Химические знания в жизни», «Расчетные задачи».
В связи с ограничением учебного времени перенести в ознакомительное изучение (выделить курсивом) следующие элементы содержания стандартов.
1. Определение с помощью характерных реакций наличия отдельных веществ и ионов в воздухе и в почве.
2. Коррозия металлов, способы защиты от коррозии.
3. Ацетилен как непредельный углеводород.
4. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки, и их превращения в организме.
Исключить из содержания проекта стандартов подраздел «Проведение опытов», т.к. количество и содержание химических учебных экспериментов определяется авторами учебных программ и учебников.
В связи с тем, что понятие «Молярный объем газообразного вещества» является одной из фундаментальных величин химии, предлагается ввести изучение этого понятия хотя бы как необязательный элемент.
Учитывая, что в проекте стандартов практически отсутствуют вопросы экологизации курса химии, направленные на реализацию компетентного подхода к содержанию образования, рекомендуем разработчикам устранить этот пробел.
Раздел «Химия в жизни человека» дублирует многие элементы знаний из других разделов проекта.
В предлагаемых требованиях к уровню подготовки учащихся не в полном объеме прослеживается взаимосвязь между элементами знаний и самими требованиями. В целях реализации пп. 4.2 и 5.1 ТЗ МО РФ предлагаем детализировать объем требований к уровню подготовки выпускников в соответствии с проектом стандартов.
Данный проект, по мнению специалистов, может быть реализован с учетом изменения редакции, детализации и конкретизации основных составляющих.
Проект не в полной мере соответствует основным задачам модернизации образования, нормативным и концептуальным документам.