УСПЕХИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК |
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТРИВИУМ - II
2
В. И. А р н о л ь д
HTML формат этой статьи взят из сети.
Автор перевода в HTML нам неизвестен, поэтому
размещен также исходный вариант публикации в виде Postscript-файла.
Кажется почти чудом, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность. А.Эйнштейн |
Призыв сделать экзамены по математике письменными из "Математического тривиума" [1] вызвал многочисленные отклики с критикой и устных, и письменных экзаменов как из России, так и из других стран Европы и Америки. Авторы многих писем из России считают, что в среднем преподаватели умеют решать треть задач тривиума. На этом основании они полагают, что задачи тривиума слишком трудны. Вероятно, это следует сопоставить с тем фактом, что в СССР около 40% заведующих математическими кафедрами не имели математического образования. Вероятно, положение будет ухудшаться и далее.
В нескольких ВУЗах были испробованы письменные экзамены по различным математическим предметам, так что можно подвести некоторые итоги. Большинство участвовавших преподавателей считает, что принимать письменные экзамены легче, чем устные. Как это ни удивительно, списывание менее опасно, чем можно было бы ожидать, так как оно легко обнаруживается (списываются в основном неверные решения). Увеличение числа неудовлетворительных оценок (за счет выявления студентов, которые ничему не научились) вряд ли следует считать недостатком письменного экзамена.
Наиболее частые нарекания вызывает подбор задач экзамена. Здесь иногда случаются странные вещи (выявление которых, впрочем, тоже полезно: личность составителя и местные традиции ярко проявляются в характере и самих формулировках задач).
Например, в официальном общеамериканском письменном экзамене (название которого состоит из трех букв, которые я забыл) в 1992 г. имелась такая задача-тест:
"Что более всего похоже на соотношение между углом и градусом из нижеперечисленного:
1) время и минута,
2) молоко и кварта,
3) площадь и квадратный дюйм, ... (еще 3 пары)."
"Правильный" ответ — площадь и квадратный дюйм. Мотивировка: градус есть наименьшая единица измерения углов, квадратный дюйм — площадей, а, например, минута делится еще и на секунды.
Для нас, конечно, этот ответ звучит дико. Но американские ученые, которых я тестировал, почти всегда дают именно этот "правильный" ответ. Я долго не мог понять, в чём тут дело, пока один известный американский физик не объяснил мне свой — правильный — ответ так: "Дело в том, что я правильно представляю себе степень идиотизма составителей этих задач".
Надеюсь, что сегодня такие задачи нашим экзаменуемым еще не угрожают. Но наблюдающиеся попытки "американизации" обучения (начиная с начальной и средней школы) могут со временем к этому привести. Конечно, я против такой американизации и не призывал к ней в [1].
Европейские традиции математических экзаменов, разные в разных странах, тоже поучительны. В некоторых случаях университетские экзамены вырождаются в изощрённую систему казуистики, подобную применяемой (или применявшейся?) у нас на вступительных экзаменах и зафиксированной в печально известных сборниках задач (начиная с Новоселова и др.) для поступающих в ВУЗы.
Литлвуд в "Математической смеси" указывает, что до некоторого момента именно таковы были и университетские экзамены в Англии. Мне кажется, некоторые из приведенных ниже образцов европейских экзаменационных задач также способны вызвать сочуствие к несчастным студентам, вынужденным проходить через подобные математические пытки. "Что отличает эти схоластические культуры — это то, что они отводят ум от всего утончённого, окружая почетом лишь те ребяческие ухищрения, на которые потрачена вся жизнь и на которые смотрят как на естественное занятие людей профессионально степенных" (Ренан).
Опасность скатиться к "ребяческим ухищрениям" есть и у нас, и я призываю составителей экзаменационных задач делать их содержательными, лёгкими, красивыми, поучительными и интересными.
Для меня явилось неожиданностью обилие в экзаменационных упражнениях европейских университетов вопросов, ответы на которые можно прямо списать из учебника. Вероятно, они допустимы, когда экзамен проводится под надзором полиции (как во Франции), но не в наших условиях. Интересно также, что в английской системе оценка работы студента не только растет с улучшением её качества, но и падает с улучшением качества работ его товарищей-соперников. Возможно, этот соревновательный характер экзамена и препятствует списыванию, но видеть его у нас почему-то не хочется.
Письменный экзамен по курсу обыкновенных дифференциальных уравнений на механико-математическом факультете МГУ впервые проводился весной 1991 г. На приведенные ниже задачи было отведено два часа. Проверка (10-15 работ на преподавателя) заняла час, после чего результаты объявлялись студентам. Ещё час студенты смотрели свои работы и анализировали ошибки (с помощью преподавателей). Эта часть экзамена была добровольной, но почти все студенты захотели обсудить свои работы с преподавателями.
Критерии оценок уточнялись после упорядочения работ, но в общем оказывались примерно такими: удовлетворительно — более одной верно решённой задачи, хорошо — более двух, отлично — более трёх.
Когда через несколько дней такой же экзамен проводился в другой группе, все задачи полностью заменялись. Чтобы была видна степень сходства вариантов одного дня и степень различия заданий последующих дней, ниже приведены варианты всех дней. Они составлены с учётом того, что студенты, экзаменующиеся позже, знали задачи предыдущих дней (что само по себе для студентов неплохо, но требует дополнительных усилий от составителя). Составлять задачи было бы легче, если бы весь курс (поток) сдавал экзамен одновременно, но это по техническим причинам не удалось организовать.
Экзамен по дифференциальным
уравнения,
механико-математический факультет МГУ, 1991 г.
Первый день | |||||||||||||
Один из 6 вариантов. | |||||||||||||
1. |
Найти образ вектора | ||||||||||||
2. |
В каких координатах разделяются переменные в
уравнении
| ||||||||||||
3. |
Имеет ли задача Коши
| ||||||||||||
4. |
Устойчиво ли по Ляпунову решение системы
| ||||||||||||
Второй день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
Найти положения равновесия и исследовать их устойчивость. | ||||||||||||
2. |
Все ли решения системы продолжаются неограниченно? | ||||||||||||
3. |
Сколько ненулевых решений, для которых | ||||||||||||
4. |
Найти производную решения с начальным условием
| ||||||||||||
Третий день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
и 2. — как в предыдущий день. | ||||||||||||
3. |
Найти диффеоморфизм плоскости, выпрямляющий поле
направлений фазовых кривых в окрестности точки
| ||||||||||||
4. |
Найти все непрерывные на всей плоскости первые интегралы, совпадающие с y на оси y. | ||||||||||||
Четвёртый день | |||||||||||||
Дана система (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
— как в предыдущие дни. | ||||||||||||
2. |
Найти все начальные условия, для которые решения продолжаются неограниченно вперёд. | ||||||||||||
3. |
Найти образ вектора | ||||||||||||
4. |
Найти все первые интегралы, непрерывные в окрестности
точки | ||||||||||||
Пятый день | |||||||||||||
Рассматривается задача (один из 6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
Имеет ли задача определённое на всей плоскости неограниченное решение? | ||||||||||||
2. |
Ограничена ли величина u на характеристиках? | ||||||||||||
3. |
Все ли характеристики пересекают поверхность
| ||||||||||||
4. |
Имеет ли уравнение характеристик первый интеграл, производная которого по u в начале координат равна 1? Найти производную этой производной по u вдоль характеристического вектора. | ||||||||||||
Шестой день | |||||||||||||
Дано уравнение (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
Продолжается ли решение с начальным условием
| ||||||||||||
2. |
Ограничена ли третья производная по a при
| ||||||||||||
3. |
Вычислить значение этой производной при | ||||||||||||
4. |
Вычислить десятую производную решения с начальным
условием | ||||||||||||
Седьмой день | |||||||||||||
Дано уравнение (6 вариантов):
| |||||||||||||
1. |
Найти третью производную решения с начальным условием
| ||||||||||||
2. |
Продолжается ли это уравнение на всю ось t? | ||||||||||||
3. |
Имеет ли уравнение неограниченные решения? | ||||||||||||
4. |
Найти число асимптотически устойчивых периодических решений уравнения. |
Ниже приведены экзаменационные задачи для студентов первого и третьего курсов различных европейский университетов:
[ Эта часть не переведена в HTML формат.
Интересующихся отсылаем к исходному варианту публикации в виде Postscript-файла. ]
Ниже приведены задачи экзаменов 1992 г. по дифференциальным уравнения
на механико-математическом факультете МГУ.
1. |
Рассмотрим линейное уравнение
a) (2 балла) Укажите все значения параметров a, a, A, при которых теорема
существования и единственности гарантирует однозначную разрешимость
задачи Коши для дифференциального уравнения b) (1 балл) Какова область определения непродолжаемого решения
начальной задачи (1)-(2) в случае c) (1 балл) Представьте начальную задачу (1)-(2) в форме задачи Коши для нормальной линейной системы дифференциальных уравнений. | ||||||||||
2. |
Обозначим через (3) линейное однородное уравнение,
соответствующее неоднородному уравнению (1) при значении
a) (1 балл) Укажите явно интервал I и докажите, что
b) (1 балл) Получите выражение для определителя Вронского решений
c) (2 балла) Запишите решение задачи Коши для уравнения (3) с
начальными условиями | ||||||||||
3. |
(3 балла) Имеется ли во множестве всех действительных
решений уравнения
| ||||||||||
4. |
(5 баллов) Вычислите основную матрицу
| ||||||||||
5. |
(4 балла) Пусть |
1. |
(3 балла) Известно, что функция
| |||||
2. |
Может ли уравнение
| |||||
3. |
При каких (действительных) значениях параметра a
тривиальное решение системы дифференциальных уравнений
a) (1 балл) асимптотически устойчивым? b) (2 балла) устойчивым по Ляпунову, но не асимптотически устойчивым? c) (1 балл) неустойчивым? | |||||
4. |
Рассматривается фазовый портрет урaвнения
a) (1 балл) Определите тип фазового портрета этого уравнения при каждом (действительном) значении параметра d. b) (2 балла) Нарисуйте фазовые портреты указанного уравнения при
c) (1 балл) Для исследуемого уравнения при | |||||
5. |
a) (1 балл) Сформулируйте теорему о дифференцируемости
решений системы дифференциальных уравнений по параметру.
|
1. |
При каких постоянных a и b все решения
системы
| |||||||
2. |
a) Дать определение устойчивости по Ляпунову.
c) Устойчиво ли это решение? | |||||||
3. |
Для уравнения | |||||||
4. |
Найти производную по параметру m при
| |||||||
5. |
a) Сформулировать теорему о существовании решения задачи
Коши для квазилинейного уравнения с частными производными.
|
1. |
В.И.Арнольд. Математический тривиум // УМН, 1991, т.46, N 1, с.225-232. назад к тексту |
2. |
В.И.Арнольд. Математический тривиум-II // УМН, 1993, т.48, N 1, с.211-222. назад к тексту |