Rambler's
Top100

Николаю Николаевичу
Константинову — 80

Николай Николаевич Константинов родился 2 января 1932 года в г. Москве (отец — потомственный почетный гражданин России, мать — грузинская дворянка).

С 1941 по 1943 год жил и учился в г. Елабуге Татарской республики в эвакуации. В 1943 году вернулся в Москву в родную школу и окончил ее в 1949 году с золотой медалью. В том же году, ещё будучи школьником, провел свою первую математическую олимпиаду для учеников своей школы. Будучи комсомольцем, работал пионервожатым в своей школе, сохранив с некоторыми из своих пионеров дружбу на долгие годы.

В 1949 году поступил в МГУ им. М.В.Ломоносова на физический факультет. Будучи студентом, начал работу по ведению физических и математических кружков, что стало его основной деятельностью на многие годы. В 1950 году был зампредом оргкомитета Московской физической олимпиады. В 1953/54 году, сам являясь студентом, провел свой первый семинар для студентов мехмата МГУ. В 1954 году окончил МГУ (с отличием).

С 1954 по 1959 год работал на кафедре математики физического факультета МГУ ассистентом. С 1959 по 1963 год был аспирантом (сначала на кафедре математической логики мехмата МГУ у А.А. Ляпунова, а затем в Институте Теоретической и Экспериментальной Физики (ИТЭФ) у А.С. Кронрода), после чего защитил кандидатскую диссертацию. С 1963 года работал в одной из лабораторий ИТЭФ старшим научным сотрудником до разгрома лаборатории (в связи с письмом советских математиков против помещения их коллеги А.С. Есенина-Вольпина в психбольницу). С 1969 по 1988 год работал в Институте экономики АН СССР старшим научным сотрудником.


Делом жизни Н.Н. является образование детей, которым интересна математика, и по возможности, пробуждение интереса к математике у всех детей.

Константинов оказал большое влияние на Московскую, Всесоюзную и Всероссийскую математические олимпиады. Он сам создал ещё две олимпиады, которые назвал Турнирами.
«Турнир городов» — это командное математическое соревнование. Сейчас в Турнире Городов участвуют школьники более, чем 100 городов из более, чем 20 стран мира. Общее население этих городов около 100 млн. чел, общее количество участников турнира — более 10 тыс. ежегодно, общее число учащихся, награждаемых наградами Центрального жюри — около 1000 каждый год.
«Турнир Ломоносова» — это олимпиада, включающая задания по ряду предметов. В ней школьник может попробовать себя в разных областях, понять, что ему интересно, что получается, сделать выбор, что очень важно для детей.

Константинов в течение десятилетий формирует и возглавляет движение математических кружков в Москве. Эти кружки дают представление школьникам о том, в чем состоит работа математика, где и как они могут начать свой путь получения математического образования.

С начала 1960-ых гг. Константинов занимается специализированными математическими школами. (Формально, они назывались последние годы «школы с углубленным изучением математики», сейчас говорят об «изучении математики на профильном уровне».) В той или иной степени он оказывал влияние на многие школы, но непосредственно участвовал в создании математического направления в школах №№ 7, 91, 179, 57. В сумме за последние десятилетия эти школы составили самый мощный поток школьного математического образования в Москве. Последние годы лидером является Школа № 57, наряду с СУНЦ МГУ, Лицеем «2-ая Школа», гимназией 1543, школой «Интеллектуал». Больше всего как учитель Константинов работал в школе № 179 и последнее десятилетие он тоже работает там. (Сейчас эта школа входит в МИОО.)

Педагогическую систему Константинова, реализуемую им в математическом образовании можно назвать «педагогикой открытия нового». Для неё характерны:

  • Самостоятельное открытие учеником фактов о математической реальности. Процесс открытия состоит в выдвижении и опровержении гипотез в ходе наблюдения за этой реальностью, математически строгом построении и записи доказательств. Важно, что истинность фактов и корректность доказательств не зависит ни от ученика, ни от учителя, ни от какого-то более высокого авторитета.
  • Высокая степень новизны (для ученика) открываемых фактов. Значительная их доля дает новую осмысленную и интересную информацию. В этом их отличие от обычной школьной математики, где двухсотое квадратное или тригонометрическое уравнение, задача «на движение» никакого нового интересного факта не содержат. И наоборот, здесь видно сходство процесса с решением олимпиадных задач и еще более — с творческой работой математика.
  • Высокий уровень общения между учеником и учителем. При этом учителем является математик (как правило студент-математик, уже имеющий опыт самостоятельной математической деятельности), учителей в классе работает несколько — обычно от трёх до пяти. Общение часто состоит в обсуждении написанного учеником доказательства.

Явной демонстрацией жизненности и эффективности системы Константинова является то, что большая часть учителей этой системы — это её выпускники. (Только её запуск был осуществлен «взрослыми» профессиональными математиками высокого уровня.)

Есть и много других направлений деятельности Константинова, он основал Независимый Московский университет, постоянно организует летние школы и лагеря, вместе со своими учениками снял знаменитую компьютерную анимацию «Кошечка», активно участвует в работе журнала «Квант», является членом правления Международной федерации национальных математических соревнований — её представителем в Европе и т. д.

Среди немногих официальных наград Константинова — Премия Правительства РФ, присужденная ему лично в 2008 году.

Сегодня Константинов продолжает вести уроки в школе. Его личный вклад в дело математического образования школьников в нашей стране — огромен, вероятно, он больше, чем у кого-нибудь ещё. Если в ближайшее десятилетие Россия начнет возвращать свои позиции лидирующей научно-технологической державы, то немалую роль в этом сыграют его выпускники.

См. также комментарии В.Васильева, С.Ландо и А.Шеня в интервью Полит.РУ
и сайт Константинов-80


Rambler's Top100