К описаниям 40rus Замечания English
Калужская область — 40rus

город БОРОВСК 3

 Общие сведения

Районный центр Калужской области. Население — 11500 (2006); координаты 55°12´ с.ш., 36°29´ в.д. Расположен на реке Протва, левом притоке Оки.

Боровск впервые упоминается в летописи под 1358 годом, в духовной грамоте московского князя Ивана Красного, среди городов, принадлежащих ему. Город к тому времени уже существовал, когда он был основан, неизвестно. Косвенное свидетельство — упоминание в житии Пафнутия Боровского того факта, что его дед был баскаком (сборщиком дани) в Боровске, в сочетании с датой рождения самого Пафнутия — 1394 год — традиционно отодвигает дату основания по крайней мере в конец XIII века. Так или иначе, в XIV веке Боровск находится почти на самой границе с Литвой и постоянно меняет "регистрацию": после Московского, он успевает побывать в Рязанском княжестве, затем снова попадает в Московское, к Дмитрию Донскому, а тот отдает его в удел своему двоюродному брату, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу Храброму. При нем город переживает расцвет, ведется интенсивное каменное строительство — следы которого до наших дней не дошли — а после его смерти в 1410 году, после раздела Серпуховского княжества, на короткое время становится центром собственного княжества. Долго такое положение дел во времена "собирания русских земель вокруг Москвы", разумеется, сохраняться не могло, и в 1456 году боровский князь Василий Ярославич был сослан в Углич, его сын бежал в Литву, а Боровск с уделом был объявлен неотъемлемой частью Московского княжества. Еще дважды Боровск передавали в "кормление", последний раз это сделал Иван Грозный: с 1557 по 1569 год Боровск принадлежал Владимиру Андреевичу Старицкому, а после его казни вернулся в прямое подчинение Москве.

Меж тем все это время Боровск оставался недалеко от границы. Был укреплен сам город, деревянным острогом с башнями. В середине XV века около города был основан Пафнутьев Боровский монастырь, который тоже был укреплен. В Смутное время, в 1610 году, на Боровск напали сторонники Лжедмитрия Второго — "Тушинского Вора". Город защищали войска под командованием воевод Волконского, Змеева и Челищева. Последние два перешли на сторону нападавших, в результате чего и город, и монастырь были взяты и разграблены, а Михаил Волконский был убит в монастыре после его сдачи.

Следующее интересное событие в истории Боровска произошло в 1665 году, когда сюда был сослан и заключен в Пафнутьевский монастырь протопоп Аввакум. Он оставался там до мая 1666 года, а затем снова с сентября 1666 по апрель 1667. Идея правительства состояла в том, что вдали от Москвы Аввакум окажется изолирован от старообрядцев и не будет представлять такой опасности. На самом деле, как это часто бывает, все оказалось совсем наоборот. Сначала Аввакуму удалось приобрести в глазах монахов статус мученика за веру, а потом ему позволили более или менее свободно проповедовать, и жители Боровска в больших количествах стали переходить в старую веру. Зачем-то в Боровск сослали и сестер Евдокию Урусову и Феодосию Морозову, известную широкой публике по картине Василия Сурикова. Обе были посажены в яму, а потом им запретили давать пищу, так что в той же яме они и умерли. В результате всего этого Боровск на долгое время стал центром старообрядчества, так что в конце XVII века там сжигали раскольников, а в XIX веке большинство боровских купцов были старообрядцами.

При Петре город отдаляется, наконец, от границы на безопасное расстояние, а при учреждении губерний входит в состав Московской. При екатерининской административной реформе в 1777 году Боровск получает герб и статус уездного города Калужского наместничества (позже — Калужской губернии), а в 1779 году — городской план, согласно которому исчезают последние остатки Боровской крепости. Сообщается, что город в это время жил торговлей и текстильной промышленностью (в Боровске было пять парусных фабрик). Дальше последовали удары. Сначала через Боровск осенью 1812 года дважды прошли отступавшие наполеоновские войска, один раз из Москвы в Тарутино, а потом, проиграв Тарутинское сражение, обратно на Смоленскую дорогу. Город они при этом полностью разграбили. По преданию, Наполеон провел в Боровске одну ночь. Затем, несмотря на усилия боровских купцов, через город не прошла железная дорога — хотя станция Балабаново оказалась всего в пятнадцати километрах, показатель куда лучше, чем, скажем, у Каргополя или Енисейска. Ну и, наконец, с октября 1941 по январь 1942 года Боровск был оккупирован немецкими войсками, который, в частности, устроили в Пафнутьевом монастыре концлагерь. В результате всего этого в Боровске никогда не было тяжелой промышленности, и, хотя половина боровских церквей была уничтожена советской властью, город в целом сохранил свой исторический облик. Этот факт, а также живописное расположение центра Боровска на высоком правом берегу Протвы, привлекает сюда художников. В окрестностях города с 2001 года проходят ежегодные Линукс-фестивали. Боровск замечателен также тем, что тут некоторое время жили и работали, оба учителями, самобытный философ Николай Федорович Федоров, считавший, что целью человечества является воскрешение всех умерших, и один из основоположников теоретической космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.

 Что смотреть

Благовещенский собор (конец XVII века). 
         Фото: Марина Егорова

Благовещенский собор (конец XVII века).
Фото: Марина Егорова

Время на осмотр: сильно зависит от средства передвижения. Если есть машина, хватит 3—4 часов. Если из города в Пафнутьев монастырь и обратно ехать на автобусе, прибавьте еще минимум час, если идти пешком, можно провести в Боровске целый день.

Зачем ехать в Боровск: Пафнутьев Боровский монастырь — памятник истории, культуры и архитектуры XVI—XVII веков. Сохранившийся облик провинциального города. Росписи художника Овчинникова. Замечательные пейзажи юга средней полосы России.

Ориентация: Центр города — площадь Ленина (Гостиная) — находится на правом берегу Протвы; на ней же расположена автостанция. Вокруг площади сохранилось ядро уездного города Боровска с планировкой, не менявшейся с XVII века. Современный город Боровск включает в себя также и бывшие пригороды, находящиеся в нескольких километрах от центра. Бывшее село Высокое находится на правом берегу Протвы, на восточной окраине города; Пафнутьев Боровский монастырь и села Роща и Рябушки — на левом берегу сильно восточнее центра, по дороге к А108 (на Балабаново и Москву). Поворот направо на монастырь ясно обозначен указателем.

Названия улиц. При советской власти Боровск не избежал общей беды всех русских городов - тотального переименования улиц. Для удобства ориентировки мы приводим ниже современные названия, но считаем необходимым дать тут старинные названия этих улиц. Информация взята отсюда.

  • Борисоглебская улица — переименована в Коммунистическую улицу;
  • Воздвиженская улица — в улицу Володарского;
  • Гостиная (Торговая) площадь — в площадь Ленина;
  • Костромской переулок — в улицу Женщин-Работниц;
  • Круглая улица — в улицу Циолковского;
  • Медынская улица — в улицу Берникова;
  • Молчановская улица — в Коммунистическую улицу;
  • Мышковская улица — в улицу Мира;
  • Нижняя улица — в улицу Циолковского;
  • Подвысоковская улица — в Рабочую улицу;
  • Пятницкая улица — в улицу Володарского;
  • Рождественская улица — в улицу Ленина;
  • Спасская улица — в улицу Урицкого;
  • Троицкая улица — в Коммунистическую улицу;
  • Успенская улица — в улицу Ленина;
  • Чистяковская улица — в улицу Степана Разина;
  • Щемиловская улица — в улицу Парижской Коммуны.

Старый Боровск. Исторический центр города — Боровское городище (сейчас Советская площадь; пройти туда можно от восточного края площади Ленина по Советской улице). Городище находится там, где когда-то стояла Боровская крепость (острог), на высоком правом берегу Протвы. Именно здесь сидели в яме сестры Урусова и Морозова; на месте ямы в 2003 была поставлена часовня. Последние остатки крепости демонтировали в 1779 году. Сохранившийся ансамбль включает здание присутственных мест (начало XIX века, сейчас здание администрации), а также уездное училище, изначально построенное как тюремный замок. Кроме того, что это одно из самых старых зданий города, оно знаменито тем, что в училище с 1880 по 1892 год преподавал Константин Эдуардович Циолковский.

Южнее (дальше от реки) к городищу примыкает Гостиная площадь (площадь Ленина). В восточной ее части расположен Благовещенский собор (конец XVII века) с колокольней XIX века. Сам собор мало перестраивался, и представляет из себя характерный образец стиля этого времени, а колокольня не портит его достоинства, как это нередко случается, а, наоборот, их подчеркивает. Собор — самое старое здание собственно Боровска (хотя Пафнутьев монастырь старше, он находился не в самом уездном городе, а в пригороде). Это единственный храм города, который не был закрыт при советской власти, поэтому там сохранился интерьер и старинные иконы. Другая церковь на площади — Спасо-Преображенская (1804, начало улицы Урицкого). Почти по периметру площадь окружена каменными купеческими домами XIX века. Старинная застройка сохранилась также и на прилегающих к площади улицах: Урицкого (дом 4 — типография Муратовой, дом 21 — богадельня (1848), перед мостом, дом 30 — трикотажная фабрика), Калужской, и трех других, о которых мы расскажем чуть подробнеее. Чем дальше от центра, тем меньше доля старинных зданий.

Церковь Рождества Богородицы (1708) в селе Роща. 
         Фото: Марина Егорова

Церковь Рождества Богородицы (1708) в селе Роща.
Фото: Марина Егорова

Отправимся сначала по улице Володарского. Здесь много деревянных домов с замечательной резьбой, а на доме 28 деревянная резьба даже расположена на стене из белого кирпича. Отметим по левой стороне Крестовоздвиженскую церковь (1814), которая при советской власти была передана МТС и служила как водонапорная башня; ее купол утерян и заменен на деревянный куб. Если тут повернуть налево на улицу Мира, пройти по ней, пересечь улицу Ленину, и затем двигаться по улицам Мира, Труда и Рабочей (на развилках сворачиваем налево, ориентир — движемся вдоль правого берега Протвы вниз по течению, идти меньше двух километров), выйдем к деревянной Покровской церкви (конец XVII—XVIII века). Это был уже не уездный город Боровск, а село Высокое, и когда-то на этом месте существовал Покровский мужской монастырь, основанный в 1410 году и упраздненный в 1776 году. Некоторое время монахом, а затем игуменом в нем был Пафнутий Боровский. Церковь была построена еще как монастырская, а после упразднения монастыря стала приходской. От церкви, с высокого берега Протвы, открывается замечательная панорама Боровска, от Торговой площади с Благовещенским собором до Покровского собора и Борисоглебской церкви на левом берегу.

Вернемся на улицу Ленина и повернем направо, к Гостиной площади. Смотрим по сторонам. Дом 38 предположительно был построен в конце XVII века. 36 — дом Глухарева, 29 — бывшая Всехсвятская старообрядческая церковь (1890-е годы, колокольня 1908), которая сейчас используется как Дом народного творчества. 22 — дом Саниных, 15 — дом Шокина, нижний этаж каменный, верхний деревянный с изумительной резьбой; 12 — дом Большакова, в котором, по легенде, останавливался Наполеон, 10 — дом Меренкова, 5 — дом Санина. Дальше проходим уже нам известную Гостиную (Советскую) площадь и за Спасо-Преображенской церковью поворачиваем направо, на Коммунистическую улицу. 3 — дом Богомолова (середина XVIII века), 10 — начальное училище, 20 — дом Елизаровых. За мостом через Протву свернем направо и выйдем к Введенской старообрядческой церкви (1906, колокольня 1912). Дальше по улице Циолковского дойдем до его дома-музея (дом 49, см. ниже). По переулку Степана Разина вернемся на Коммунистическую улицу и повернем направо. По левой стороне сначала нам встретится Покровский старообрядческий собор (1909) в стиле модерн, в наши дни оказавшийся на территории автоколонны. Из-за своего огромного размера он доминирует над всей правобережной (низкой) частью города. Затем налево уйдет Московская улица, когда-то, до прокладки железной дороги и постройки автодороги Москва - Киев - Одесса, бывшая главным путем, связывавшим Боровск и Москву (в Москве тоже есть Боровское шоссе, но прямой дороги, связывающей два города, уже больше ста лет не существует), а сразу после мы обнаружим справа Борисоглебскую церковь (1704, колокольня 1819). Это одна из лучше всего сохранившихся церквей Боровска, замечательный образец барокко.

Если вы хотите ехать в монастырь на автобусе, то проще всего тут на него и сесть. Если же вы собираетесь идти пешком, то надо дойти по Коммунистической улице до того места, где она резко поворачивает от Протвы налево, и там свернуть на улицу, идущую между Протвой и рядом деревянных домов. Сверху мы увидим церковь Рождества Богородицы в бывшем монастырском селе Роща (1708, с более поздними трапезной и колокольней), типичную для раннего барокко и очень удачно расположенную. От церкви хороший вид на Борисоглебскую церковь. Дальше выходим на дорогу, идем по ней налево (в сторону главной дороги), затем через примерно сто метров сворачиваем направо, и по деревянному мосту попадаем к Пафнутьево-Боровскому монастырю (см. ниже). Еще дальше (по Большой улице от монастыря) — другое монастырское село, Рябушки, с церковью Дмитрия Солунского (1804). Из этого села вышел род купцов, промышленников и банкиров Рябушинских. Михаил Яковлевич Рябушинский отправился отсюда в Москву в 1802 году, но в 1812 году разорился, и снова заработать деньги ему удалось только путем перехода в старообрядчество. Зато уж заработал он их достаточно, так что непосредственно перед революцией Рябушинские были одним из самых богатых семейств России.

Пафнутьев Боровский монастырь был основан в 1444 году игуменом Покровского монастыря в селе Высоком, Пафнутием Боровским, который после тяжелой болезни ушел из Покровского монастыря и поселился на другом берегу Протвы, а затем в 1448 году построил тут деревянную церковь. В 1467 году тут появилась каменная церковь Рождества Богородицы (до нашего времени не дошла), которую расписывали некие Митрофан и Дионисий. Оказалось, что это было началом великой карьеры Дионисия: в 1480 году монастырь посетил Иван Третий, который, увидев фрески, распорядился командировать автора в Москву, где тому было поручено изготовить иконостас Успенского Собора Московского Кремля. Пафнутий умер в 1477 году, и следующим игуменом стал некий Иосиф, позже широко известный как Иосиф Волоцкий. Монастырь, правда, ему пришлось вскоре покинуть, так как монахи оказались недовольны его авторитарным стилем управления. Монастырь быстро набирает силу и политическое влияние, особенно подкрепленное канонизацией Пафнутия Боровского в 1547 году. Монастырь посещают великие княэья и цари. Политический успех тут же конвертируется в успех финансовый — каменную церковь Рождества Богородицы сносят "за малостью" и строят новую, вокруг монастыря возникает крепостная стена с башнями, так что он оказался укреплен лучше, чем соседний Боровск. В 1610 году войска Лжедмитрия Второго разграбили монастырь и сожгли все, что можно было сжечь. Но после этого монастырь отстраивается, переживает он и проход наполеоновских войск, а вот в 1922 году его все-таки закрывают на 70 лет. На территории монастыря последовательно размещаются сельскохозяйственная коммуна, ремесленная школа, школа механизации, сельхозтехникум и краеведческий музей. В 1991 году монастырь был возвращен церкви.

Трапезная и Христорождественская церковь (1511). 
         Фото: Илья Буяновский

Трапезная и Христорождественская церковь (1511).
Фото: Илья Буяновский

В центре композиции монастыря — пятиглавый Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича, который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины (1651). Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле "восьмерик на четверике", то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне, а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году. В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами (1670), а также Митрофаниевская церковь (1760) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи (XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже. Стены вокруг монастыря содержат шесть башен. Через стену ведут покрашенные в желтый цвет (на фоне белой стены) Святые Врата, построенные в XIX веке, когда никакой практической необходимости защиты монастыря от внешних врагов уже не было. По часовой стрелке от Святых Ворот расположены Поваренная Башня (XVI век), Тайницкая Башня (XVII век), самая мощная во всей стене небеленая Сторожевая Башня (XVII век), Оружейная Башня (XVII век), Круглая Башня (XVI век) и когда-то бывшая проездной Георгиевская Башня (XVII век). По одной из гипотез, в создании укреплений монастыря принимал участие Федор Савельевич Конь, построивший, например, стену Белого Города в Москве и стену Смоленского кремля. Никаких документальных подтверждений его связи с Боровском не существует.

Росписи Владимира Овчинникова. В последнее время Боровск приобрел дополнительную известность своими росписями стен. Житель города, художник Владимир Овчинников, по собственной инициативе и совершенно бесплатно взялся расписывать наружные стены домов. Всего в городе сейчас имеется больше сотни его росписей на самые разные темы, в основном, исторические. Большинство росписей находится в центре, на одной из стен торгового центра (занимающего середину площади Ленина) есть схема их расположения. Так или иначе, по-видимому, все росписи вы не увидите, но многие посмотрите, просто гуляя по центру города. Боровские росписи абсолютно уникальны для России и имеют очень немного аналогов в мире. Периодически поступают сообщения о том. что местные власти собираются закрасить росписи, но до сих пор была закрашена только одна, да и то частично. Будем надеяться, что власти поймут, как Боровску повезло с этими росписями и какой туристический потенциал они содержат, так что откажутся нее только от идеи закрасить росписи, но и решат, как и кто будет их периодически поновлять.

Музеи

Боровский историко-архитектурный музей. Адрес: площадь Ленина, 7. Часы работы 10—18, выходной понедельник и последняя пятница месяца. Телефон (484-38) 4-32-36; 4-32-78. В музее всего три зала: археология, этнография, Боровск в Великую Отечественную войну.

Дом-музей Константина Эдуардовича Циолковского. Адрес: улица Циолковского, 49. Телефон (484-38) 4-39-99. Часы работы 9:30—17, выходной понедельник. Циолковский в детстве практически потерял слух, поэтому не мог продолжать обучение нормальным образом, и, тем самым, никогда не был связан с официальными научными структурами. В 1879 году в Москве он сдал экстерном экзамен на звание учителя и в 1880 году был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище. В Боровске он оставался до 1892 года. занимаясь научными исследованиями по аэродинамике в свободное от работы время, после чего переехал в Калугу. Циолковский за это время сменил несколько квартир. В этом доме в Заречной Слободе он жил до весны 1888 года, после чего дом был залит при наводнении Протвы, и Циолковский переехал на Молчановскую (Коммунистическую) улицу. В музее представлены материалы, очень подробно рассказывающие о его жизни и научной деятельности, в основном, но не исключительно, в боровский период. Хорошее введение в деятельность Циолковского.

 Окрестности

Балабаново — город районного подчинения в Боровском районе. Население — 24500 (2006) и в настоящее время растет; координаты 55°10´ с.ш., 36°40´ в.д. Через Балабаново (там имеется железнодорожная станция) обычно въезжают в Боровск со стороны Москвы). Возникло как село, затем стало пристанционным поселком, город с 1972 года. Любой человек, когда-либо интересовавшийся спичечными этикетками, знает название города наизусть. В Балабанове расположена спичечная фабрика, выпускающая, в том числе, сувенирные спичечные коробки (коллекционирование коробков с пейзажами городов, портретами русских писателей и т.д.). Кроме того, одно время на Балабановской фабрике одно время печатали этикетки для всех спичек, производившихся в СССР. Существует легенда, что на фабрике есть музей, в котором находится, среди прочего, большая коллекция спичечных этикеток, но та же самая легенда утверждает, что в музей никого не пускают, так что проверить ее невозможно. Деревянная церковь Иоанна Кронштадтского, единственная в городе — новодел.

 Практическая информация

Время московское.

Телефонный код: 484-38

Проезд. Автобус из Калуги, два раза в день, идет через Балабаново и Обнинск. Из Обнинска почти каждый час. Но проще всего добираться от станции Балабаново, откуда, кроме автобусов раз в час, по заполнению отправляются маршрутные такси. До Балабаново легко добраться прямым электропоездом из Москвы (полтора часа) или Калуги.

На автомобиле: Из Москвы по М3 (Киевское шоссе), затем по А108 ("Дальняя бетонка"), 100 км; из Петербурга по М10 и в Клину свернуть на А108, 780 км.

Питание. Имеются два заведения:

  • Кафе-бар Боровск, улица Володарского, 4 (в здании гостиницы) по рабочим дням открыт с 12 до 15, а затем только после 19.
  • Кафе Асеньевское на площади Ленина (северная сторона), класса столовой, но претензий к качеству еды нет. Открыто целый день.

Размещение. Гостиница Боровск, улица Володарского, 4, телефон (484-38) 4-42-10. Семь номеров, удобства в коридоре. Около города есть пансионат Фатеево, телефон (484-38)438-60, (495)546-35-53, факсы (484-38)438-60.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии — город

Спасо-Преображенская церковь (1804). 
            Фото: Марина Егорова

Спасо-Преображенская церковь (1804). Фото: Марина Егорова

Фото: Марина Егорова

Фото: Марина Егорова

Фото: Марина Егорова

Фото: Марина Егорова

Роспись Владимира Овчинникова Гостиной площадью и Городищем.
            Фото: Марина Егорова   Часовня на Городище в память боярыни Морозовой (2003). 
            Фото: Марина Егорова

Слева: Роспись Владимира Овчинникова между Гостиной площадью и Городищем. Справа: Часовня на Городище в память боярыни Морозовой (2003). Фото: Марина Егорова

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Крестовоздвиженская церковь (1814). Фото: Ярослав Блантер

Крестовоздвиженская церковь (1814). Фото: Ярослав Блантер

Покровская церковь в бывшем селе Высокое 
            (конец XVII—XVIII века). Фото: Ярослав Блантер

Покровская церковь в бывшем селе Высокое (конец XVII—XVIII века). Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на улице Ленина. Вид 
            Рождественской улицы в XIX веке. Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на улице Ленина. Вид Рождественской улицы в XIX веке. Фото: Ярослав Блантер

Дом Шокина. Фото: Ярослав Блантер

Дом Шокина. Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на площади Ленина. 
            Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на площади Ленина. Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. 
            Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. 
            Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. 
            Фото: Ярослав Блантер

Роспись Владимира Овчинникова на Коммунистической улице. Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Фото: Ярослав Блантер

Борисоглебская церковь (1704, колокольня 1819).
            Фото: Ярослав Блантер

Борисоглебская церковь (1704, колокольня 1819). Фото: Ярослав Блантер


 © Фото авторов

 Фотографии — Пафнутьев Боровский монастырь

Вход в монастырь. На переднем плане Поваренная Башня.
            Фото: Марина Егорова

Вход в монастырь. На переднем плане Поваренная Башня. Фото: Марина Егорова

Собор Рождества Богородицы (1580-е годы) и 
            колокольня (вторая половина XVII века). Фото: Ярослав Блантер

Собор Рождества Богородицы (1580-е годы) и колокольня (вторая половина XVII века). Фото: Ярослав Блантер

Святые Врата (XIX век). Фото: Ярослав Блантер

Святые Врата (XIX век). Фото: Ярослав Блантер

Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). 
            Фото: Илья Буяновский   Колокольня (вторая половина XVII века). 
            Фото: Илья Буяновский

Слева: Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Справа: Колокольня (вторая половина XVII века). Фото: Илья Буяновский

Церковь Ильи Пророка (1670). Фото: Ярослав Блантер

Церковь Ильи Пророка (1670). Фото: Ярослав Блантер

Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Фото: Ярослав Блантер   Поваренная Башня. 
            Фото: Илья Буяновский

Слева: Собор Рождества Богородицы (1580-е годы). Фото: Ярослав Блантер. Справа: Поваренная Башня. Фото: Илья Буяновский

Церковь Дмитрия Солунского в селе Рябушки (1804). 
            Фото: Ярослав Блантер

Церковь Дмитрия Солунского в селе Рябушки (1804). Фото: Ярослав Блантер


 © Фото авторов

 
К описаниям 40rus Замечания English

Автор страницы: Ярослав Блантер. Дополнения: Илья Буяновский. Фотографии: Ярослав Блантер, Илья Буяновский, Марина Егорова. Последнее обновление: 05.03.07.
2006, 2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.