На главную 78rus Замечания English
город Санкт-Петербург — 78rus

город КРОНШТАДТ 3

 Общие сведения

Кронштадт (первоначально — Кроншлот) — самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга (координаты 60°00´ с.ш., 29°46´ в.д.). Расположенный на острове Котлин в Финском заливе город с населением 35700 человек на протяжении всей своей истории служил морским щитом Санкт-Петербурга и столицей Балтийского флота России, в истории русского оружия славной не менее, чем Мурманск и Севастополь.

Название "Кронштадт" означает в переводе с немецкого "Город-Венец", Кроншлот — "Крепость-Венец".

Промышленность в Кронштадте работает на местные нужды. Кронштадт — это целиком и полностью военный порт, а основной источник доходов местных жителей — военный бюджет.

Происхождение названия острова Котлин неизвестно, но под разными названиями он упоминается века с тринадцатого, в основном в связи с тем, что он в результате войн и следовавших за ними мирных договоров переходил от России (Новгорода) к Швеции и обратно. С 1595 по 1617 год он даже был поделен между Россией и Швецией. История Кронштадта начинается с Северной войны, когда потребовалось защитить устье Невы и только что заложенный Петербург от нападений шведов с моря. К северу от Котлина находились мели, там пройти было невозможно. Поэтому на южной стороне Котлина, на специально для этого сделанном искуственном острове, в конце 1703 года заложили крепость Кроншлот (по проекту Доменико Трезини). Первые пушки были установлены в крепости в мае 1704 года при личном участии Петра Первого, а уже в июне шведы предприняли первую неудачную попытку пройти по фарватеру Невы мимо Кроншлота. Все лето 1705 года шведы снова неудачно пытались взять Кроншлот, а русские тем временем начали укреплять остров Котлин, поставив там батареи. В 1709 году началось строительство пристани, и с 1710 года остров Котлин становится главной базой российского флота на Балтийском море. Эту роль Кронштадт сохранял до середины XX века. В 1714 году начинается, наконец, строительство регулярного жилья на острове. В 1715 году, снова под постоянным личным руководством Петра, строится крепость Новый Кроншлот, заменившая Кроншлот, затем постоянно возникают новые гавани, и, наконец, в 1723—1724 годах была построена уже на острове Котлин крепость Кронштадт. Кроншлот дважды реконструировали, в середине XVIII и в середине XIX века, а в 1896 году вместе с другими фортами исключили из списка оборонительных сооружений. Сносить форты никто не стал, приспособить их под другие нужды не удалось, и они так и дошли до нашего времени в заброшенном состоянии, напоминая об основании Кронштадта.

А город Кронштадт между тем развивался. С самого начала его строили по той же градостроительной модели, что и Петербург — широкие проспекты с дворцами. Сюда приглашали лучших петербургских архитекторов — среди них Чарльз Камерон и Василий Иванович Баженов. На острове были устроены доки, заводы и мастерские. в 1781 году по указу Екатерины началось строительство каменных гаваней — они существуют и по сей день. В 1824 году Кронштадт сильно пострадал от наводнения, практически все его деревянные здания были снесены. Здесь были снаряжены чуть ли не все военно-морские экспедиции, известные по морским сражениям XVIII и начала XIX веков в Балтийском и Средиземном морях, от Гангута (1714) до Наварина (1827). С 1771 по 1798 год в Кронштадте располагался Морской Кадетский Корпус (до и после этого он был в Петербурге), в котором учились такие впоследствии известные люди, как Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Василий Михайлович Головнин, Дмитрий Николаевич Сенявин, и это далеко не полный список. Множество других, не менее известных, адмиралов, проходили в Кронштадте службу, среди них Федор Федорович Ушаков, Михаил Петрович Лазарев, Владимир Алексеевич Корнилов, Павел Степанович Нахимов, Степан Осипович Макаров. Из Кронштадта отправлялись первая российская кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского, экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, впервые увидевшая Антарктиду, а также около пятидесяти других. В любой истории российского флота XVIII и XIX веков Кронштадт будет самым упоминаемым городом. В 1815 году была открыта первая в России пароходная линия, соединившая Петербург и Кронштадт. В 1864 году в Кронштадте на заводе Бритнева было построено первое в мире паровое судно ледокольного типа "Пайлот", плававшее зимой из Кронштадта в Ораниенбаум. В гавани Кронштадта проводил свои опыты с радиоволнами преподаватель физики Технического училища Морского ведомства Алескандр Степанович Попов. Здесь в разное время жили многие знаменитые люди, не имеющие прямого отношения ко флоту, и мы просто не можем тут их перечислить. Отметим причисленного позже к лику святых Иоанна Кронштадтского и уроженца Кронштадта Николая Степановича Гумилева, расстрелянного по делу о Кронштадтском восстании.

До революции Кронштадт составлял особое губернаторство, при этом с 1809 по 1870 год военным губернатором автоматически являлся командир порта, а потом город получил гражданское управление. В революцию 1917 года кронштадтские моряки выступили на стороне большевиков, но в 1921 году произошло Кронштадтское восстание под лозунгом "Власть Советам, а не партиям!". Оно было подавлено с крайней жестокостью (две тысячи человек расстреляны), а после него практически все жители острова Котлин были переселены. До 1958 года Кронштадт имел статус военного городка, затем снова получил гражданское управление (городской совет), но был объявлен пограничной зоной, так что для его посещения требовался пропуск. В 1990-х годах пограничная зона в Кронштадте была упразднена, остров соединили дамбой с берегом, и теперь все желающие могут посетить этот небольшой город с замечательной историей.

 Что смотреть

Время на осмотр: 3—4 часа (без фортов).

Зачем ехать в Кронштадт:
1. Архитектурный ансамбль города на острове с классическими улицами, парками, портовыми сооружениями, памятниками и Морским собором.
2. Типичный советский военный город с его характерным внешним обликом, и, конечно же, настоящими боевыми кораблями у самого берега.
3. Форты Финского залива.

Ориентация. Кронштадт занимает восточную половину небольшого, но вытянутого острова Котлин, и сам город довольно компактный. Исторический центр Кронштадта ограничивает Обводной канал, и почти все достопримечательности города расположены в пределах этого канала, с которым почти совпадает квадрат, образованный улицами Советской, Ленина, Макаровской, Петровской и Аммермана. В целом ориентироваться в Кронштадте очень легко, а Морской собор виден почти из любой точки города.

Облик Кронштадта сам по себе нетипичен для большинства российских городов. Окраины города почти полностью застроены краснокирпичными домами, возведенными почти что по индивидуальным проектам. В Кронштадте запоминается обилие пластиковых окон, чистые улицы, ухоженные скверы, опрятные жители — облик Кронштадта никак не вяжется с традиционным представлением о "кризисе военной сферы". Военная суть Кронштадта видна невооруженным глазом — куда бы вы ни шли, вам обязательно встретятся шеренги матросов или морские офицеры.

Если идти от автовокзала, первым старинным зданием по пути будет небольшой Гостиный двор (1832, арх. Маслов). За Гостиным двором почти сразу начинается узкий Обводной канал, вдоль которого идет Советская улица. С левой стороны сохранилась классическая застройка, довольно неприметная в архитектурном плане, но очень опрятная, в том числе здания Морской библиотеки (1842, в начале улицы) и Дома Офицеров (в середине). Правая сторона улицы — забор и канал, за которым на несколько сотен метров тянутся грандиозные портовые склады (провиантские магазины) — пожалуй, одно из наиболее интересных индустриальных сооружений в России, особенно эффектно смотрятся углы складов. По пути вдоль улицы вы выйдете в небольшой парк с памятником линкору "Октябрьская революция", а оттуда мост выведет вас на Якорную площадь.

Якорная площадь — самое впечатляющее место Кронштадта. Площадь с одной стороны ограничена складами, с другой парком — ансамбля старинных зданий здесь нет. Но широкое пространство мостовой, идеально чистой, довольно оригинальный памятник борцам Революции (арх. Ларионова) и исключительно красивый памятник адмиралу Макарову (1913—14, скульптор Леонид Владимирович Шервуд; на сайте "Малые Города России" утверждается, что это — второй по красоте памятник Санкт-Петербурга после Медного Всадника) уже производят некоторое впечатление, а самое главное — грандиозный Никольский Морской собор. Этот храм, возведенный в псевдовизантийском стиле в 1903—1915 годах (архитектор Василий Антонович Косяков), во всем Санкт-Петербурге по размеру (высота купола — 70 метров) уступает лишь Исаакию, а по своей архитектурной ценности стоит в одном ряду со Смольным или Храмом Спаса-на-Крови. Описать облик Морского собора невозможно, его нужно хоть раз увидеть, но запомнится этот собор на всю жизнь. Его можно считать шедевром псевдовизантийского стиля в России. В настоящее время собор занят музеем, а его зал разделен на несколько этажей. На противоположной от собора стороне площади находится чугунная мостовая, представляющая собой вделанную в мостовую чугунную решетку (того же типа, что и кованые ограды).

Никольский Морской собор (1903—1915, арх. Косяков). 
         Фото: Илья Буяновский

Никольский Морской собор (1903—1915, арх. Косяков).

За площадью будет глубокий Петровский овраг с перекинутым через него подвесным мостом, дальше — квартал современной застройки, непосредственно за ним справа (между улицами Петровской и Макаровской) — губернские дома. Петр обязал все губернии выделить ресурсы на строительство Кронштадта, и, среди прочего, построить по нескольку домов, но сохранившиеся дома существуют с начала XIX века, в одном из них, в частности, жил Беллинсгаузен. Еще дальше начинается Петровский парк с памятником Петру Первому (1841, скульптор Жак) и собственно порт, где прямо у берега можно увидеть военные корабли. К сожалению, здесь нет ни крейсеров, ни миноносцев — крупные корабли были переведены в Балтийск (Калининградская область), но те, что здесь есть — противолодочные корабли, ракетные катера, подводные лодки — уже производят впечатление. На пирс с военными кораблями вас никто, естественно, не пустит, а вот на пустующий пирс с маяком выйти вполне можно: отсюда открывается вид на форт Кроншлосс — старейший из фортов Кронштадта — и форт Александр I на горизонте — самый большой и самый мощный (см. "Окрестности Кронштадта" ниже). Непосредственно к парку примыкает здание арсенала (1836).

Кроме того, между Якорной площадью и портом расположен комплекс сооружений Петровского дока — уникального гидротехнического сооружения своего времени (построен в 1726 году), первого в мире дока с самотечным спуском воды. Дело в том, что в европейских доках того времени вода выкачивалась ветряными насосами, и для освобождения дока от воды после захода судна требовалось около месяца. Петр Первый, строя Кронштадт, создал комплекс из собственно дока (в порту), бассейна (в глубине острова), Петровского оврага, соединявшего док и бассейн, и Петровского канала. Суда заходили в док через канал, а так как в бассейне уровень воды был гораздо ниже, чем в доке, док освобождался от воды примерно за сутки, а из бассейна воду выкачивала сначала ветряная, затем паровая водоподъемная машина (здание водоподъемной машины 1830-х годов сохранилось). Док, бассейн, овраг и канал сохранились, причем бассейн обычно заполнен водой, а док, как правило, пустой, и его размеры производят исключительное впечатление.

Наконец, двигаясь вдоль Обводного канала дальше, вы достигнете Кронштадтского футштока (у Синего Моста через канал). Внешне он непримечателен, но тем не менее здесь находится эталон, ничуть не уступающий лондонским. Это тот самый "уровень моря", от которого измеряются все высоты планеты. Рядом расположен Итальянский дворец (1721, арх. Иоганн Бронштейн), одно из самых старых зданий города, когда-то принадлежавшее Александру Даниловичу Меншикову. Именно здесь располагался в свое время Морской Кадетский Корпус.

Из других достопримечательностей Кронштадта можно назвать остатки крепостной стены, охватывающей город по северному берегу Котлина (сохранилась очень плохо), и несколько довольно стандартных церквей: Владимирский собор (1875—1879, арх. Христиан Иванович Грейфан) рядом с автовокзалом, церковь Александра Невского (в госпитале, 1826, арх. Алексей Никитич Акутин), Воздвиженская церковь (1822), лютеранская Церковь Елизаветы (1803).

Большой интерес представляют памятники Кронштадта самого разного времени, которых здесь на единицу площади больше, чем, кажется, в любом городе России. Помимо уже упомянутых памятников в Кронштадте имеются: памятник Домашенко, памятник клиперу "Опричник" (оба — в полузаброшенном Летнем саду, в котором когда-то был домик Петра), памятники Пахтусову, Беллинсгаузену, Попову, героям-подводникам, морзаводовцам, Ленину, Кирову, а также установленные совсем недавно памятники Гумилеву, академику Капице, Иоанну Кронштадтскому (покровителю города), и маленький памятник рыбке корюшке.

В целом же Кронштадт удивительно непохож на большинство российских городов, и на его улицах можно увидеть множество совершенно невероятных сооружений, с одной стороны, не являющихся первоклассными достопримечательностями, с другой, производящими странное и необычное впечатление.

Музеи

Музей "Кронштадтская крепость". Телефоны (812) 236-47-13, 236-44-50. Адрес: Якорная площадь,2, в здании Морского Собора. Работает с 11:00 до 17:00, кроме понедельника, вторника и последнего четверга месяца. Экспозиция по истории Кронштадта.

Исторический архитектурно-художественный музей. Телефон (812) 435-08-73. Адрес: Ленинградская улица, 2. Работает с 11:00 до 18:00, кроме среды. История Кронштадта.

Кабинет-музей Александра Степановича Попова. Телефон (812) 236-47-66. Адрес: Макаровская улица, 1/3. Работает с 10:00 до 13:00 и с 14:00 до 17:00, кроме четверга и субботы. Технически музей расположен на территории воинской части, поэтому лучше звонить заранее и уточнять режим посещения. Кабинет находится в здании Минного Офицерского Класса, в котором преподавал Попов; представлены изготовленные им приборы для изучения и передачи радиоволн. Рядом со зданием находится беседка, в которой, собственно, эти опыты и проводились.

Мемориальный музей-квартира Иоанна Кронштадтского. Телефон (812) 435-08-73. Адрес: Посадская улица, 21. Работает с 12:00 до 17:00, кроме пятницы и понедельника.

 Окрестности

Форты Финского Залива3. На самом деле, наиболее интересная достопримечательность Кронштадта — цепь морских фортов, 40-километровой дугой пересекающая Финский залив (по ним определяется граница Финского залива и Невской бухты). Два десятка фортов строились с начала XVIII века на насыпных островах, и к началу ХIХ века благодаря этим фортам Санкт-Петербург представлял собой мощнейшую в мире морскую крепость. Подойти к городу с моря было невозможно, и даже британский флот во время Крымской войны 1854—56 годов не отважился атаковать кронштадтские форты. В начале ХХ века, с появлением более мощного оружия и бронированных кораблей, форты Финского залива утратили свое значение. Сейчас все они пребывают в полном запустении, и только на самых эффектных из них летом устраиваются вечеринки или чемпионаты по пейнтболу. Уникальная в своем роде система укреплений до сих пор никак не используется, а ведь форты могли бы принести бюджету Кронштадта огромную прибыль. Впрочем, об угрозе разрушения фортов говорить также не стоит — они простоят здесь еще не одно столетие.

Северные Форты — наименее впечатляющие из фортов Кронштадта, но, тем не менее, эти форты видны с дамбы, из окна автобуса. Представляют собой не более чем островки с какими-то бетонными постройками и ямами. Эта часть Невской бухты, более мелкая, почти не подвергалась угрозе нападения, и здешние форты сильно уступают всем прочим. В подвалах фортов в советское время проводились испытания горючих и взрывчатых веществ, и их последствия ("сосульки" из кирпича на потолке и т.д.) можно увидеть и поныне.

Форт Константин — единственный форт, расположенный на острове Котлин, в западной части. Представляет собой сложное, сильно вытянутое бетонное сооружение с орудийными гнездами. Все металлическое из форта, как водится, похищено, но сейчас есть проект создания здесь музейно-развлекательного центра.

Форт Кроншлосс (Кроншлот) — маленький одноэтажный форт почти напротив кронштадтского порта. Это старейший из фортов Кронштадта, основанный еще Петром Первым, и, в отличие от всех остальных фортов, его можно увидеть с близкого расстояния в любой сезон.

Форт Александр I — видимый с берега, самый красивый и мощный форт Кронштадта. Он похож на Кроншлосс, но только имеет пять этажей, и в нем могло разместиться несколько сотен орудий — форт Александр I впечатляет. На его крыше можно увидеть небольшую будку: это не что иное, как чумная лаборатория — форт Александр I в начале ХХ века был первым российским НИИ, где, благодаря полной изолированности форта от внешнего мира, искали вакцины от разных болезней, в том числе от чумы — форт получил прозвище Чумный. Из Кронштадта сюда ходил пароходик "Микроб", а жители города закрывали окна, когда ветер дул со стороны форта. Сейчас Форт Александр I заброшен, и только иногда здесь утраиваются "чумовые вечеринки", да диггеры уже дважды находили в казематах форта странные ампулы.

Южные Форты — во многом похожи на форт Александр I, но практически недоступны. Обо всех фортах Кронштадта, и о южных в особенности, хорошо рассказано на сайте Андрея Госс "Северные Крепости".

В целом в летнее время достичь форты почти невозможно (есть слухи, что в Кронштадте некоторые зарабатывают деньги, на лодках перевозя туристов в форт Александр I, но о том, как этих людей найти, мы информацией не располагаем). Зимой форты можно достичь по льду. Но мы обязаны предупредить вас: посещение фортов без специальной подготовки ОЧЕНЬ опасно, и вы вполне можете попасть там в непредвиденную ситуацию (обрушение пола или потолка, невозможность покинуть подземелья, уже упомянутые ампулы с чумой — список можно продолжить), и вам в фортах, по причине изолированности от мира, уже никто не поможет. В зимнее время по дороге к фортам есть постоянная угроза провалиться под лед.

Кронштадтская дамба2 — при всей своей неоднозначности впечатляющее сооружение, возведенное в 80-е годы ХХ века и соединяющее Кронштадт с большой землей и Санкт-Петербургом. Длина дамбы — 20 километров, но при этом она достроена только с севера — южная половина дамбы (еще 20 километров) пока не возведена. Сооружения дамбы интересны и необычны, и на самом деле знакомы почти всякому россиянину (здесь снимался популярный в начале 1990-х клип "Тучи" группы "Иванушки International"), а, кроме того, в ветреную погоду впечатляет контраст между бушующими волнами Финского залива и гладкой, похожей на речную, водой Невской бухты.

 Практическая информация

Время московское.

Телефонный код: 812 (Санкт-Петербург).

Проезд. Из Санкт-Петербурга маршрутные такси и автобус №510 от станции метро "Старая Деревня". Летом можно добраться на метеоре из Санкт-Петербурга или Ломоносова, но это довольно дорого. Никакие специальные документы для посещения Кронштадта не требуются. Расписания автобусов и метеоров тут.

На автомобиле : трасса "Скандинавия" (М10) и северный сегмент КАД выходят к началу дамбы чуть ближе Сестрорецка.

Питание. Город небольшой, заведений общественного питания достаточно, список можно найти здесь.

Размещение. Скорее всего, гостиница в Кронштадте вам не понадобится, так как вы осмотрите его за день и уедете в Петербург. Тем не менее, ниже мы приводим список гостиниц, взятый отсюда.

  • Гостиница ВМФ, Коммунистическая улица, 1, (812) 311-25-92.
  • Гостиница ВМФ, Кронштадтское шоссе, 28, (812) 439-40-80.
  • Гостиница Фрегат-Сервис, форт Константин, (812) 439-01-57.
  • Гостиница без названия, улица Гидростроителей, 8, (812) 439-01-02.

 Дополнительные ресурсы

 
На главную 78rus Замечания English

Автор страницы: Илья Буяновский. Дополнения: Ярослав Блантер. Фотографии: Илья Буяновский. Последнее обновление: 08.05.07.
2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.