I.
Вступленіе. — Преданіе о нашемъ родоначальникѣ. — Мой взглядъ
на предковъ. — Объ отцѣ и братьяхъ моихъ. — Нѣсколько словъ обо мнѣ.
——
I–1
II.
1813. Общая паника, напавшая на петербургскихъ жителей. — „Французы идутъ!" —
Обдуманность плана завлеченія непріятельской арміи
во внутрь нашей земли, и кому принадлежитъ основная мысль этого
плана. — Плѣнные французы. „Нашъ французъ" M-r Grrrosjean
——
I–3
III.
1815. Возвращеніе гвардейскихъ полковъ въ Петербургъ. —
Тамбуръ-мажоры и пѣсельники. Запѣвало Измайловскаго полка
——
I–5
IV.
1815—1818. Петербургскіе петиметры и мюскадены. — Описавіе гардероба и принадлежностей франтовъ того времени
——
I–8
V.
1816—1818. Старый Павловскъ. — Императрица-мать Марія Павловна
и ея дворъ. — Поцѣлуй отъ Царицы и березовая кашица отъ моей
бабушки
——
I–12
VI.
1816—1818. Какъ Петербургъ веселился. — Обычное распредѣленіе
дня въ „хорошемъ" обществѣ. —
Торжественный обѣдъ въ день рожденія отда. — Jours fixes. —
Балы. — Балы-маскарады. — Публичныя гулянья. —
Оригиналъ бывшій комендантъ Башуцкій
——
I–16
VII.
1816—1818. Состояніе музыкальнаго искусства въ Петербургѣ. —
Филармоническое Общество. — Тогдашній салонный репертуаръ. —
Серьезной музыкою занимались въ немногихъ только домахъ. —
Лучшіе фортепіанные учителя: Фильдъ, Арнольдъ, Мюллеръ. —
Пріѣздъ знаменитаго Гуммеля. — Пѣніемъ много и охотно занимались. —
Лучшіе преподаватели пѣвческаго искусства: г-жа Липденштейнъ,
гг. Заттѳнгофенъ, К. К. Бавосъ и Джуліави. — На русской сденѣ лучшій
пѣвѳцъ В. Самойловъ (отецъ трагяка). — Репертуаръ тогдашнихъ оперъ. —
Любимѣйшіе композиторы романсовъ. — Церковное пѣніѳ. — Частный
хоръ богача Дубевскаго и пресловутый солистъ ,,Фрицъ"
——
I–21
VIIІ.
1819. Отѳцъ отправляетъ брата моего (Алексавдра) и меня въ институтъ
Д-ра Карла Лангъ близъ Дрездена. —
О педагогическихъ принципахъ Песталоцци и Базѳдова. —
Отправленіе насъ изъ Кронштадта на парусномъ кораблѣ. —
Ураганъ. — Штетивъ. — Дилижансы того времени. —
Дрезденъ. Г. коммерціи-совѣтникъ „Юлій Цезарь"
——
I–27
IX.
1819—1822. Ваккербатсрускій пансіонъ. —
Пробужденіе барабаномъ. — „Овкель" Буккъ. — Туалетъ. — Завтракъ. —
Классныя занятія. — Обѣдъ. — Препровожденіѳ времѳни послѣ обѣда. —
„Vesperbrodt". — Музыкальные уроки, гімнастика, фехтованіе, домашній
театръ. Ужинъ u отправленіе въ дортуары. Легкость, съ какою достигались
успѣхи въ научныхъ занятіяхъ. — Личностъ u характеръ директора Д-ра К. Лангъ. —
Д-ръ Карлъ Фогель
——
I–35
X.
1820. Ежегоднія пѣшѳходныя экскурсіи пансіона. — Педагогическая
цѣль, польза и планъ ихъ. — Наше путевое снаряженіе. — Первая
моя экскурсія: Лейпцигъ чрезъ 7 лѣтъ послѣ великаго всенароднаго
сраженія. — Чернильный силуэтъ Вельзевула въ Вартбургѣ. — Гардъ. —
Подражаніѳ версальскимъ роскошнымъ дворцамъ въ лѣтней резидендіи
миніатюрнаго монарха. — Замокъ Губертсбургъ и историческое его значеніе.
——
I–41
XI.
1821. Вторая экскурсія. — Саксонская Швейцарія и характеръ ея —
Дѣвственная дикость богемскихъ лѣсовъ. — Марія-Кульмъ. — Памятникъ
въ честь русскихъ воиновъ, павшихъ здѣсь въ 181З-мъ году. —
Городъ Тёплицъ. — Русскій богачъ Н. Н.Демидовъ и „придворный"
его штатъ. — Первѣйшая въ мірѣ камера-обскура. — Г. Прага. —
Плаваніе обратно до Дрѳздена по Эльбѣ
——
I–47
XII.
1822. Возвращеніе въ Петербургъ. — Дюны Курншгаффа. —
Крестовскій островъ того времени. — Каменный и Елагинскій острова. —
Дача M. А. Нарышкиной. — Охотничья роговая музыка
——
I–54
ХIII.
1822. Тихая, примѣрная семейная жизнь Великаго Князя Николая
Павловича и августѣйшей его супруги въ Елагинскомъ дворцѣ. —
Лѣтнія празднества Императорскаго двора ва Каменномъ островѣ и по
Средней и Малой Невкѣ . — Обѳръ-гофмаршалъ А.Л. Нарышкинъ. —
Краткое мое пребываніе въ Горномъ Корпусѣ. — Мой фортепіанный
учитель А.И. Черлицкій. — Случайно я имѣю счастіе попасть на глаза
Императору Александру Павловичу
——
I–61
XIV.
1823—24. Отецъ отправляетъ меня въ Дерптскую гимназію. —
Физіономія тогдашняго города Дерпта. — Старшій учитель Вильг. Хахфельдъ. — Учитѳ ль латинскаго языка Т. Фрейтагъ. — Духъ гимназін,
какой обнаруживался ужѳ въ младшихъ классахъ. — Развалины на
Домбергѣ. — Рыцарскія игралища. — Сраженіе нашихъ младшихъ
классовъ съ учениками уѣзднаго училища. — Методъ преподаванія
въ гимназіи. — Учитель исторіи Т. Бубрихъ. — Декламація: старшій
учитель нѣмецкаго языка Э. Германнъ. — Сынъ ѳго Теодоръ, и наши
упражненія въ метрическихъ формахъ. — Переходъ въ „Терцію". —
„Борьба Юлія Цезаря съ Верцингеториксомъ" въ переводѣ восьмистишіями,
и арестъ въ награду. — Мой учитѳль музыки и пѣнія Августъ
фонъ-Вейраухъ. — Наводненіе въ Петербургѣ
——
I–68
XV.
1825. Практическіе методы преподаванія старшихъ учителей: латинскаго языка —
С.Мальмгрева, и исторіи — В.Хахфельда. — Я перѳѣзжаю къ другому содержатѳлю пансіонеровъ,
пастору Юл. Бубриху. —
Эпизодъ: діэта больнаго пастора. — Наши домашніе музыкальныѳ вечера:
я знакомлюсь съ образцовыми твореніями Баха, Гендѳля, Гайдна
и Моцарта и другихъ лучшихъ композиторовъ какъ прошлаго, такъ и
начавшагося вѣка. — Чтеніе классическихъ литературныхъ произведений
Германіи, Англіи, Франціи, Италіи и Испаніи. — Вѣсть о кончинѣ
Императора Александра Павловича, и всеобщая присяга новому Государю
Императору Константину Павловичу. — Ради домашнихъ обстоятельствъ
я ѣду домой (въ Петербургъ) раньше начатія рождественскііхъ каникулъ, и,
пріѣхавъ 13-го декабря, я на другой день случайно попадаю
на Адмиралтейскомъ бульварѣ въ толпу народа. — Что я тамъ до
сѳми часовъ вечера слышалъ, видѣлъ и вытерпѣлъ
——
I–82
XVI.
1826—27. „Секунда". Духъ старшихъ классовъ. Причины непріязненнаго
ко мнѣ отношенія товарищей. — Отецъ мой переѣзжаетъ
въ Дерптъ со всѣмъ семействомъ. — Приманеры и сѳкунданеры
произносятъ ночью „pereat" моему отцу. — Послѣдствія этого: коварство
одного товарища. Личное мнѣ оскорблнвіе и послѣдствіе онаго. Я получаю требуемую сатисфакцію, но оттого долженъ бороться съ враждою двухъ классовъ въ теченіе полутора года. — Первая моя дуэль. —
Я оставляю гимназію и приготовляюсь къ университетскому экзамену
частными уроками. — Въ августѣ 1827-го года поступаю въ университетъ
——
I–97
XVII.
1826—27. Общественная жизнь. — Черноморскаго флота мичманъ,
впослѣдствіи докторъ медицины Вл.И. Даль. — Домашніе наши концѳрты. —
Дѣвица Леонтина Тунъ. — Скрипачъ, студентъ медицины, Юлій
Давидгофъ (Давидовъ). — Спектакли. — Баронъ Александръ фонъ
Унгѳрнъ-Штернбергъ (прославившійся потомъ какъ выдававшійся
писатѳль нѣмецкихъ романовъ и повѣстей). — Лекторъ нѣмецкаго языка
при увиверситетѣ Эд. Раупахъ. — Студентъ медицины Н.Б. Анке. —
„Представленіѳ великановъ". — Публичные концерты. — Академическая
„мусса" (клубъ). — Пріѣзжія знаменитости: пѣвица Мара (нѣкогда
примадонна берлинской оперы при Фридрихѣ Великомъ). — „Маркизъ де
Контски" и его пять „дивъ музыкальнаго искусства". —
Любитель-фортепіанистъ баронъ Пауль фонъ Вульфъ. — Квартѳтъ ратгофскаго
помѣщика Карла фовъ Липгардтъ: Фердинандъ Давидъ; Чипріано Ромбергъ
——
I–112
XVIII.
Императоръ Николай Павловичъ всемилостивѣйше жалуетъ моего
отца ѳжегодной стипендіѳю для университетскаго моего образованія. —
Мои родитѳли возврашаются въ Петербургъ. — Тогдашнее устройство
надзора за студентами. Акадѳмическій сенатъ. — Rector magnificus. —
Университетскій синдикъ. — Значѳніе попечителя. — Университетская
полиція. — Отношенія между педелями и студентамн. — Студентскія
шалости. — Любовь и уваженіе увиверситеткой молодежи къ ректорамъ:
Густаву фонъ Эверсъ и Фридриху Парротъ. — Духъ дерптскаго
студенчества. — Ландсманшафты (землячества) и благотворное вліяніе
ихъ уставовъ на духъ тогдашнѳй молодежи. — Значеніе и форма тогдашнихъ
студентскихъ дуэлей. — Почему въ Дерптѣ не развилось бретёрство.
——
I–127
XIX.
Русское землячество „Ruthenia" и вообще русская колонія. — Карловскій помѣщикъ
Ѳ.В. Булгаринъ и его другъ и покровіітель Н.И. Гречъ. — Освователи Рутеніи. —
H.М. Языковъ. — Мои сверстники Порошинъ и графъ Вл.А. Соллогубъ. — „Профессорскій институтъ".— Медики: Н. Пигоровъ и Иноземневъ; юристы: Рѣдкинъ и Ивановскій;
историкъ Мих. Куторга и естественникъ Степанъ Куторга; математики и
астрономы Остроградскій и Филомафицкій. — Вольные слушатели:
А. П. Загорскій, баронъ Ник. Штиглицъ и Геймбюргеръ. — Профессоръ
русской словесности Перевощиковъ и его семейство. — Характеристика
Булгарина и о томъ какъ проучили его дерптскіе студенты
——
I–143
XX.
1827—1830. Обыкновѳнная домашняя обстановка студентской жизни. —
Типы прислугъ: „лёффель" и „бэзенъ". — Отношеніѳ между
хозяѳвами-филистѳрами и ихъ квартирантами-буршами. — Балы мѣщанской муссы.
1829. Общее восторженное волненіе всѣхъ слоевъ дерптскаго общества по случаю
трехдневнаго пребыванія въ Дерптѣ Государя Императора и Государыни Императрицы. —
Почетный караулъ изъ студентовъ. — Празднества. — Во врѳмя рождественскихъ
вакацій 1830 г., которыя я, по обыкновенію, проводилъ въ Петербургѣ y своихъ родителей, графъ Канкринъ, имѣя, во поводу царской стипендіи, нѣчто въ родѣ попечительства надо мною, исходатайствовалъ мнѣ счастіе быть представленнымъ Государю Императору
——
I–153
Москва. Товарищество Скоропечатии А.А.Левенсонъ.— 1892. — 253+IV стр.
XXI.
1831. — Польское возстаніе. — Обнародованіе Лифляндскаго генѳралъ-губернатора
насчетъ желающихъ встать въ ряды защитниковъ правъ законнаго царя. —
Изъ дерптскихъ студентовъ отправляются болѣе двухсотъ волонтеровъ, въ томъ числѣ и я. —
Вильна. — Гродно. — Впервые я вижу тамошнихъ евреевъ. — Бѣлостокъ. — Сборная команда. —
Капитанъ Константиновъ. — Болѣзнъ Великаго Князя-Цесаревича.
——
II–1
XXII.
Первый солдатскій походъ. — Органъ в костелѣ и Pater organista. —
Музыка послѣ переходовъ. — Причины нашихъ плутаній в переходах. —
Последняя остановка сборной команды. — Новый командиръ. —
Первая невзгода. — Сѣдльце. — Гоненіе судьбы. —
Deus ex machina в образѣ жандармского унтера. — Безъ вещей и безъ пріюта. —
О томъ, какимъ образомъ, опрѳдѣлившись въ 1-й Морской Невскій пѣхотный полкъ,
я попадаю въ Стародубскій кирасирскій.
——
II–14
XXIII.
Наша кирасирская дивiзия. — Духъ нашего полка. — Майоръ Дицъ. —
Ротмистры Авг. Pом. фонъ Дрейлингъ и братья Вячеславъ и Авксентій Петровичи Манассеины. —
Адъютантъ Рагозинъ и казначей Болотовъ. — Корнѳтъ Саша Готовцевъ. —
Кругъ остзейскихъ уроженцевъ. — Полковникъ Густ. Ѳед. Пиларъ фонъ Пильхау. —
Счастливое мое положенiе среди офицеровъ. —
Мои благопрiятели изъ нижнихъ чиновъ. — Служба. — Первое сраженiе. —
Настоящiя причины являющагося въ молодыхъ воинахъ духа безстрашiя. —
Офицерская военно-походная жизнъ. — Наше с Готовцевымъ препровожденіе времени. —
Фуражировки съ концертами. — Военно-морское богослуженiе. —
О.Александръ, типъ истаго полковаго священника. — Докторъ Вас.Ив.Серебрянскiй. —
По усамъ текло, въ ротъ не попало. — Ночныя поѣздки въ корпусный штабъ за приказаніемъ. —
Частный эпизод: "бассовыя барышня".
——
II–20
XXIV.
Атака подъ Нурами. — Остроленко. — Мы проходимъ мимо гвардейскаго ворпуса. —
Смерть фельдмаршала графа Дибича. — Графъ Толль. — Стоянка близъ Пултука. —
Библіотека въ разграбленномъ замкѣ графа Острожскаго. —
Фельдмаршалъ графъ Паскевичъ. — Переправа чрезъ Вислу.
——
II–52
XXV.
Прибытіе в окрестности Варшавы. —
Отпразднованіе нашей арміею вести о рожденіи Великаго князя Николая Николаевича
Штурмованіе укрѣпленій предмѣстья Волы и самаго города Варшавы. —
Как гренадёры запели "Ахъ, на что было городъ городить". — Страшная минута. — Глупый случай. —
Изгнаніе послѣдняго отряда мятежниковъ въ Пруссію. —
Конецъ войны. — Кантониръ-квартиры близъ Силезской границы. —
Наше полковое общество дает балъ окрестнымъ помѣщикамъ. —
Возвращеніе въ Россію.
——
II–69
XXVI.
Военные посѳлѳнія. — Служба и служебныя отношенія въ мирное время. —
Скучная монотонность: душа рвѳтся на просторъ, въ міръ жизни, мысли и поэзіи. —
Новый полковой командиръ, полковникъ Рейснеръ и супруга его. —
Должность частного адъютанта. — Педагогія штабсъ-ротмистра Мишина. —
Поселенный ротмистръ Фонъ-Штернъ. — Я попадаю въ лазаретъ. —
Итогъ результатовъ моей двухлѣтней военной службы. — Я подаю въ отставку. —
Херсонъ: пробуждение к литературной и музыкальой деятельности. —
Возвращеніе на родину. — Александрія: последнее свидание со Стародубскими офицерами. —
Харьковъ: маститый фельдмаршалъ свѣтлѣйшій князъ Витгенштейн. —
Петербургъ: пріемъ блуднаго сына.
——
II–82
XXVII.
Оперы: „Фенелла" на нѣмецкой сцѳнѣ и „Робертъ" на русской сценѣ. —
Заслуги капельмейстера К.А. Кавоса. — Уроки музыкальной теоріи y Леопольда Фукса. —
Минеральныя воды въ Новой деревнѣ. — Оригиналъ Сав.Сав. Яковлевъ. —
Знакомство и дружба съ П.П.Ершовымъ и О.К. Гунке. —
О.Ив. Сенковскій. Библіотека для чтенія. — Первый мой романсъ въ печати. —
И.И. Фуксъ представляетъ меня графу Мих.Юр. Віельгорскому. —
Энциклопѳдическій словарь А. Плюшара и князь Вл.Ѳ. Одоевскій. —
Как мнѣ посчастливилось хоть разокъ да увидеть Пушкина.
——
II–104
XXVIII.
1836. Новый стиль фортепианной игры: Леоп. фонъ Майеръ. —
Приіѣзд старых товарищей. — Артиллеріи поручікъ Вл.Гр. Бенедиктовъ. —
Молодой художникъ П.П. Сѣмечкинъ. — Братъя Ал. П. Мундтъ и Н. П. Мундтъ. —
Директор оркестров Императорских театров К.А. Кавосъ. — Артисты русской оперы.
——
II–119
XXIX.
Семейство Кавосовъ. — Рѣдкое благородство капельмейстера-композитора. —
Кавосъ знакомитъ меня съ М. И. Глинкою. — Репетиціи оперы „Жизнь за Царя".—
Первое прѳдставленіе ея. —
Общее впечатлѣніе: журнальныя критики, и частный отзывъ "аматера" из нѣмцевъ. —
Опоздалый антагонистъ. — Визиты у Глинки. — Куріозный случай. —
1837. Вѣсть о смерти Пушкина поражаетъ всѣхъ. — Имя Лермонтова выступаетъ. —
Пріѣздъ Ад. Гензельта. — Картина К. Брюллова „Послѣдній день Помпеи"
и впечатлѣніе, произвѳденное ею на меня.
——
II–128
XXX.
1837—39. Я отправляюсь жениться въ Тамбовскую губѳрнію. — Въ Тамбовѣ
представляюсь преосвященнѣшему Арсенію (впослѣдствіи бывшему
Кіевскимъ митрополитомъ). — Переписка съ нимъ. — Въ деревнѣ я вновъ интѳресуюсь
народными пѣснями. — Старый садовникъ, пѣвецъ. —
Настоящіе деревенскіе хороводы и настоящая великорусская пляска. —
Музыкальное семейство сосѣда-помѣщика: С.А. Баратынского. —
Конкурсъ С.-Петербургского Филармонического Общества.
——
II–141
XXXI.
1837—39. Русскія степи с русскіе церкви. — Основы русского народнаго характера. —
Физіономія степныхъ нашихъ помещиковъ 30-х годовъ. —
Широкое, веселое помѣщичье житье-бытье. — Религіозность тогдашнего времени. —
Поѣздка всѣмъ семействомъ на богомолье. — Какъ встарину снаряжались въ дорогу „на долгихъ". —
Составъ каравана и путь по проселочнымъ дорогамъ. —
Воронежскій соборъ и соборная площадь. — Задонскій монастырь. —
Бесѣда съ о. архимандритомъ и услужливость усердныхъ монаховъ.
——
II–155
XXXII.
Возвращеніе въ Петербургъ. — Визитъ М. И. Глинкѣ. — Рѣшеніе по конкурсу. —
Г.г. нѣмцы присвоиваютъ себѣ право судить о значеніи слова „природный русскій". —
Русскіе литераторы заступаются за меня. — Государь Императоръ рѣшаетъ этотъ вопросъ. —
Я отказываюсь отъ матеріальной награды и гг. нѣмцы довольны.—
Ѳ.А. Кони и основание журнала „Пантеонъ русскаго и всѣхъ европейскихъ театров". —
Издатель Пантеона В.Поляковъ. — Появленіе 1-й книжки Пантеона и торжественный обѣдъ y Кони. —
Вис. Гр. Бѣлинский и Bac. Андр. Каратыгинъ. — Г. Песоцкій.
——
II–166
XXXIII.
Бываю часто y Ѳ.А. Кони. — Кого встрѣчал я y него, и съ кемъ дружился. —
„ Дѣвица-кавалерист" 1812 года. — Поэтъ-композиторъ Дм. А. Струйскимъ и драматургъ Е.Розенъ. —
Знакомство съ A.С. Даргомыжским. — Молодые писатели: Н.A. Некрасовъ, Дм.В.Григоровичъ
и Н.П.Сушковъ. — Эпизодъ съ Некрасовымъ.
——
II–179
XXXIV.
1840. Смерть вторично ретируется. —
Закулисные интриги иноземныхъ музыкантовъ по дѣлу конкурса. —
Князь Вл. Ѳ. Одоевский и литературные вечера у него (1840—1856). —
Капитанъ Скалонъ. — Князь П. А. Вяземскій. — П.Ал. Плетневъ. —
И.П. Мятлевъ. — А.Ал.Краевский. — В. А. Жуковскій. —
Графъ В.Ал. Соллогубъ. — Ѳ. М. Толстой. —
Знакомство съ Вис.Гр. Бѣлинскім и с A. В. Кольцовым. —
Бѣлинскій как критикъ.
——
II–196
XXXV.
Вечера y квязя Вл. Ѳеод. Одоевскаго. — Слухи о Лермонтове. —
„Путевыя впечатлѣнія мадамъ де Курдюковой". —
Импровизаторъ Giustiniani и действие его искусства. —
Духъ вечеровъ измѣняется. — Княгиня О.Ст.Одоевская. —
Эпизодъ съ A.С. Даргомыжским.
——
II–215
XXXVI.
Михаилъ Иванович Глинка.
——
II–225
Москва. Товарищество Скоропечатии А.А.Левенсонъ.
— 1893 — 200+VII+III стр.
XXXVII.
Александръ Сергѣевичъ Даргомыжскій (1840—1865)
——
III–1
XXXVIII.
1841. Торжественный въѣздъ августѣйшей невѣсты Государя Великаго
Князя Наслѣдника. — Баллада „Свѣтлана" съ живыми картинами художника Сѣрякова. —
Діаконисса Волковскаго кладбищенскаго общества. Начало моихъ
изслѣдованій по части древне-русскаго церковнаго пѣнія. —
Императорская публичная библіотека. Баронъ M.А. Корфъ и д-ръ Руд. Минцлафъ.
——
III–23
XXXIX.
О. протоіерей Петръ Ивановичъ Турчаниновъ. — Г.И. Ломакинъ. —
„Абиссинскій маэстро, amico di Rossini."
——
III–37
XL.
Cлучайныя встрѣчи съ другими еще дѣятелями по разнымъ отраслямъ
музыкальнаго искусства. — Иностранные концертанты и концертантки. —
Замѣчательные солисты оркестровъ при Императорскихъ театрахъ. —
Нѣмецкая опера. — Музыкальные хоры и генералъ-директоры
музыки гвардейскаго корпуса. — Нѣкоторые выдающіеся изъ любителей
знатоки музыки и виртуозы 40-хъ и 50-хъ годовъ.
——
III–55
XLI.
Алексѣй Ѳедоровичъ Львовъ
——
III–66
ХLIІ.
Звѣзды пѣвческаго искусcтва. — Вновь поставленныя оперы
——
III–71
XLIII.
Францъ Лисстъ
——
III–77
ХLIѴ.
Русская опера при капельмейстерахъ послѣ К.А. Кавоса съ 40-выхъ
до начала 60-хъ годовъ. — Музыкальная критика
——
III–97
XLV.
Александръ Николаевичъ Сѣровъ
——
III–114
XLVI.
1849—1852 г. Впечатлѣнія отъ венгерской кампаній. — Тяжелыя тучи
на горизонтѣ общественнаго духа. — Двадцатипятилѣтіе царствованія
Государя Императора Николая Павловича. — Я имѣю счастіе поднести ему
поэму „Августъ". — Послѣдствія этого поднесенія. — Вл.Ив. Панаевъ.
——
III–131
ХLVIІ.
1854—1855. Турко-англо-Французская война. — Синопское морское сраженіе. —
Австрійская благодарность. — Переворотъ военной Фортуны. —
Кончина Государя Императора Николая Павловича. — „Знаменитый англійскій герой"
сэръ Черльсъ Неппиръ и Финляндскіе крестьяне. — Севастополь.
——
III–139
XLVIII.
1856—1858. Новыя литературныя и музыкальныя знакомства.
——
III–147
XLIX.
1858—1860. Опять Тамбовскія степи. — Изученіе настоящаго строя и
лада нашихъ народныхъ пѣсенъ. — Поѣздка въ Царицынъ, a оттуда медленнымъ рейсомъ
до Нижняго-Новгорода. — Приволжскіе крестьяне. — Нижній-Новгородъ. — Ярославль. — Москва.
——
III–153
L.
1860—1862. Н. Гр. Рубинштейнъ. — Князь Юр. А. Оболенскій. — Русское музыкальное общество. —
Антонъ Дооръ. — Я читаю публичныя лекціи въ актовой залѣ увиверситета.— A. А. Рахмановъ. —
Директоръ Московскихъ театровъ Леон.Ѳеод. Львовъ. — M.Н. Катковъ и П.М. Леонтьевъ. —
Мое участіе въ „Московскихъ Вѣдомостяхъ" и въ „Приложеніяхъ" къ нимъ. —
Школа моего брата Ивана Карловича для глухо-нѣмыхъ дѣтей. — H. В. Исаковъ.
——
III–159
LI.
1861—1863. Любопытная исторія моей увертюры къ драмѣ Пушкина
„Борисъ Годувовъ". — Віолончелистъ Карлъ Шубертъ. — Студентскіе безпорядки въ Петербургѣ. —
Мой разговоръ съ графомъ П. А. Шуваловьмъ — Переселеніе въ Петербургъ. — П.П. Усовъ, редакторъ „Сѣверной пчелы",
приглашаетъ меня въ музыкальные критики. — Оперы Итальянская и Русская. — Мои лекціи объ исторіи музыки. —
Концертъ Рихарда Вагнера. — Я уѣзжаю за границу.
——
III–170
LII.
1870—1875. Возвращеніе на родину и побужденія къ сему возвращенію раньше, чѣмъ я намѣревался. —
Я имѣю счастіе представляться великой княгинѣ Еленѣ Павловнѣ. — Телеграмма Московской консерваторіи и
послѣдствіе ея. — Я пріѣзжаю въ Москву. — Загадочное поведеніе гг. директоровъ и профессоровъ консерваторіи. —
Я смѣло разсѣкаю гордіевъ узелъ. — Открытіе мною музыкальныхъ классовъ. — „Доброжелательныя"
къ нимъ отношенія консерваторской партіи. „Тысяча и одна милая штучка",
не арабскія, a Московскія волшебныя сказки.
——
III–184
LIII.
Свѣтлыя воспоминанія о Москвѣ. — Сочувствія нѣкоторыхъ Русскихъ
дѣятелей къ моимъ трудамъ. — Теорія Русскаго церковнаго пѣнія. —
Редакторъ-издатель журнала „Православное обозрѣніе" о. П.А. Преображенскій. —
Публичный диспутъ въ залѣ Румянцевскаго музея. —
Профессоръ консерваторіи, протоіерей о. Дм.В. Разумовскій.
——
III–197
LIV.
Заключеніе.
——
III–204
В 1892 изданы три тома воспоминаний; автор, представлявший собой живую хронику русской музыки за 60 лет её существования, рассказывает здесь много любопытного, …