Военного летчика Ивана Федорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Он летал на 297 типах самолетов, начиная еще с биплана "Авро" и кончая реактивным Ла-176. Участвуя практически во всех военных конфликтах 30 - 50-х годов, в воздушных боях сбил официально 49 вражеских машин лично и еще 47 в составе группы. Некоторые эпизоды из его бурной биографии буквально граничат с фантастикой. Иван Евграфович получил личные поощрения за мастерство и бесстрашие, проявленные в полетах не только от Долорес Иббарури и Сталина, но и, как это ни странным покажется, от Гитлера...

И. Е. Федоров родился 23 Февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего. Настоящая фамилия Ивана Евграфовича - Денисов. Его отец, буденовец Первой Конной армии, вернувшись с Гражданской войны в Луганск, переписал сына на фамилию своего деда. Это, как говорится, от греха подальше, так как 8-летний Иван, будучи батраком у местного багатея, в отместку за побои хозяина поджег его усадьбу, нанеся немалый ущерб эксплуататору. Воспитанием Ивана занимался дед, проживший 123 года, до самой смерти ничем не болевший, в самую лютую зиму ходивший в одной рубашке и водку пивший ведрами. Прожил бы дедушка еще неизвестно сколько, да наступил на ржавый гвоздь и помер от заражения крови.

Только в 14 лет у Вани Федорова появилась возможность продолжить образование, где он проявил немалые способности. Программу пятилетки Иван прошел за 2 года, окончил обучение на слесаря - инструментальщика, затем - на машиниста паровоза. Да к тому же увлекся авиацией в планерной школе и уже в 15 лет поднялся в небо ( руководителем летного кружка в Луганске был знаменитый впоследствии летчик - планерист Василий Степанчонок ). К летному делу Иван относился серьезно - выполнил нормативы мастера по шести видам спорта: по боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и акробатическим прыжкам на мотоцикле.

После окончания ФЗУ Федоров работал слесарем, помощником машиниста и машинистом на маневровых паровозах, но мечту летать не оставлял. В 1932 году он был призван в ряды Советской Армии и в том же году, окончив Ворошиловградскую военную школу пилотов, начал службу в одной из авиачастей.

Пилотаж юного военного летчика Федорова в зоне уже тогда обращал на себя внимание напором, четкостью линий и точной координацией. Командир звена Межтузов не раз ставил в пример молодого пилота. В 1934-м Федоров в лагерях под Житомиром впервые познакомился и истребителем И-16, а в 19 лет он был уже командиром эскадрильи, летал на И-15 и И-16, вывозил молодых летчиков, совершенствовался в пилотировании и боевой подготовке.

В 1937-м, после воздушного парада над Красной площадью его участников пригласили в Кремль. Был там и Федоров, уже известный среди пилотов как "пилотяга и заводила". 12 самых отчаянных летчиков договорились проситься в Испанию. В роли ходатая этой операции был выбран Иван Федоров. Вскоре они были уже в Испании...

17 Июня 1937 года запомнился Ивану на всю жизнь: тогда он сбил свой первый самолет. На порт Лос - Аркасарне ( близ Картахены ), заходили 5 бомбардировщиков и 2 "мессера". Прозвучал сигнал тревоги, Федоров, не раздумывая, вскочил в ближайший, только что заправленный топливом и укомплектованный патронами истребитель И-16. Запустил двигатель и пошел на взлет, только тогда заметив, что в сиденье нет парашюта. Иван осмотрелся, прикинул маневр, врезался в группу вражеских самолетов и резко маневрируя, связал ее боем. Наконец, улучшив момент, зашел "мессеру" в хвост и сразил врага длинной очередью. Так впервые он испытал радость победы.

Испанская кампания завершилась для Федорова благополучно. В архивном деле N:8803 значится, что за год пребывания на испанском фронте он "совершил 286 боевых вылетов, провел 36 воздушных боев, в которых показал исключительные образцы ведения воздушного боя. Сбил лично 11 самолетов противника и 13 в группе...", в том числе два Bf.109, новую немецкую машину, считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины. Однажды, перехватив одиночный "Фиат" измотал его в 20-ти минутном бою и заставил сесть на своем аэродроме.

За отчаянную храбрость и великолепное летное мастерство Начальник авиации Испанской Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Федорову высшую награду республиканцев - орден "Лавры Мадрида". Такую награду в СССР получили всего 5 человек, один из них - "полковник Малино" - будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР - Р.Я.Малиновский.

Советское правительство так же не осталось в долгу - наградило двумя Орденами Красного Знамени. 24 Февраля 1938 года Капитан авиации И.Е.Федоров, вместе с другими, наиболее отличившимися в боях участниками, был впервые представлен к званию Героя Советского Союза, но Золотую Звезду ему тогда не суждено было получить...

В память о тех огненных событиях у Федорова остались испанские имена - "Деабле Рохо" ( "Красный дьявол" ), которым его за смертоносные атаки нарекли испанские товарищи, и еще имя из паспорта - Жуан. И, конечно же, - благодарственный поцелуй Ибаррури и подаренные ею патефон и пистолет "Астра".

По возвращении из Испании, в 1939 году Иван Федоров окончил Липецкие высшие курсы усовершенствования командиров авиаполков - бригад. Затем последовали еще две "загранкомандировки". Первая - через Благовещенск в Китай, где он одержал 2 воздушные победы. А следующий вояж - Халкин - Гол. Вот там-то было по-настоящему жарко. Федоров вспоминает: "Могу свидетельствовать, что японские летчики были нашими достойными противниками. Летали они на своих, довольно неплохих для того времени истребителях И-96 и показали себя смелыми бесстрашными бойцами". В небе Монголии Иван Федоров одержал еще 2 победы.

Следующим театром военных действий стала для него Советско - Финляндская война 1939 - 1940 годов, в которой он уничтожил 4 самолета противника.

В конце 1940-го - начале 1941 года, в соответствии с советско - германским договором, группа немецких летчиков более 3-х месяцев провели в СССР, изучая наш истребитель И-16. Затем был ответный визит, так сказать, обмен опытом. Четверо русских летчиков прибыли в Берлин 14 Июня 1941 года и за 4 дня облетали все немецкие самолеты. На совместных показательных выступлениях Федоров был особенно настроен показать врагу ( он был уверен, что Гитлер готовит войну против СССР ), с какими пилотами ему придется иметь дело.

Немецкие летчики, сдерживая эмоции, удивлялись летным способностям наших авиаторов, когда те опробовали их самолеты в воздухе. Федоров, например, на "Хейнкель-100" всего за несколько минут выполнил, с его слов, более 100 фигур, чем весьма озадачил немцев. Особенное впечатление произвела на них замедленная бочка, которую в то время могли выполнять очень немногие пилоты.

Увидевший своими глазами, что вытворяет в воздухе Федоров, Гитлер был ошеломлен и поражен. Рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие немецкие асы повторить "воздушные акробатические фокусы" советского летчика не смогут... 18 Июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции Рейхсканцлера. На банкете Гитлер вручил советским летчикам награды, Федоров из его рук получил один из высших орденов рейха - "Железный крест с дубовыми листьями I-й Степени". А еще каждому подарили по три золотые монеты достоинством 10 тысяч марок. На них тогда можно было купить несколько "Мерседесов". На пятый день после возвращения летчиков домой началась война...

Вскоре после начала Великой Отечественной войны он написал командующему ВВС РККА рапорт с просьбой отправить его на фронт, но вместо этого был отправлен в Горький на завод N:21 для испытаний самолетов ЛаГГ-3 в качестве ведущего пилота. Испытывая самолеты Иван душой рвался на фронт. В Июле 1942-го, выполнив задание на полигоне, он берет курс из Горького на Калинин.

После долгих приключений, найдя аэродром Мигалово, Иван на радостях закрутил приветственный комплекс пилотажа типа "знай наших" и зашел на посадку. Вскоре к самолету подъехал М. Громов ( командующий 3-й Воздушной армией ), завязался разговор. Как раз в это время над аэродромом появился немецкий разведчик "Хейнкель-111", который шел над нижней кромкой облачности. У Федорова прямо-таки загорелись глаза: "Разрешите, товарищ командующий, указать немцу его место приземления ?"

Бой был коротким. На глазах всей дивизии Иван взлетел, догнал Не.111 и атаковал его на высоте 1500 м. Очередь из пушки так резанула, что отвалилось крыло. Немцы выпрыгнули на малой высоте и парашюты не успели раскрыться... Громов после посадки пожал руку Федорову и сказал: "Поздравляю, Майор. Будем считать, что ваша фронтовая практика начата."

И вновь пошли фронтовые будни, бои за боями. В середине 1942-го замнаркома обороны Генерал А.Новиков лично на Федорова возложил формирование при 3-й Воздушной армии Калининского фронта отдельного полка асов - в пику немцам. У них уже имелась специальная авиагруппа из 28 опытнейших пилотов, летавших на "мессерах" с нарисованными на фюзеляжах игральными картами.

И вот в одном из боев в Августе 1942-го Федоров в паре с Андреем Боровых на Як-7, патрулируя вдоль линии фронта, столкнулись с большой группой Bf.109G. Завязался жестокий скоротечный бой. Буквально за 5 минут Боровых сбил "мессер" с пиковой дамой на борту, а Федоров сразил червонного туза. И как вскоре выяснилось, это был, ни много, ни мало, самолет самого командира группы асов Полковника фон Берга, который имел на своем счету 127 воздушных побед.

Только за два месяца боев на личном счету Ивана Евграфовича было 15 сбитых и 3 подбитых самолета противника. Командир 6-го ИАК Гв.Полковник Н.Жильцов в Январе 1944 года подписал боевую характеристику и представление И. Е. Федорова ( вторично ) к званию Героя Советского Союза, подчеркнув при этом, что за эти сбитые он еще не награждался. К тому времени Федоров уже командовал дивизией.

Но в это время сменился командир ИАК, им стал Генерал Е.Ерлыкин, который нашел массу всевозможных недочетов в руководстве дивизией. Судя по документам, он высказал "... целесообразность посылки Федорова на курсы командиров дивизий для углубленного приобретения оперативно - тактических знаний" и отстранил Ивана Евграфовича от должности комдива. А представление его к званию Героя второй раз приостановили.

Зато Федоров вновь попал в свою стихию - получил возможность больше летать, а главное - право на свободную охоту. При поддержке Генерала М.Громова, Федорова утвердили в должности заместителя командира 269-й Краснознаменной дивизии Полковника Валентина Додонова, где он и прослужил до конца войны, уничтожив лично и в групповых боях 96 вражеских самолетов.

Иван Евграфович не раз таранил самолеты противника. Удачный таран был 17 Августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной дороги. Противоположным курсом - строй "Юнкерсов". Насчитал 31 бомбардировщик. Их сопровождают и прикрывают еще 18 "Мессершмиттов". Едва начал строить маневр для атаки, как ведомый с перепугу пошел вниз и бросил командира. Федоров передал по рации: "Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру !" - и бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил пять "Юнкерсов" и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя, подписал начальник штаба 6-го ИАК Полковник Н. П. Жильцов. Летчик едва - едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся руля машине.

Интересный факт фронтовой биографии Федорова - командование группой штрафников. О летчиках - штрафниках ни в "Истории Великой Отечественной войны", ни в трудах военных историков вообще нет ни слова. Это была идея самого Сталина, а прежде ничего подобного ни в одной армии мира не заводили. Полномочия дали Федорову большие: за малейшую попытку неповиновения расстреливать на месте. Этим правом он не воспользовался ни разу. Его штрафники сбили около 400 самолетов, не считая сожженных на земле, на счету некоторых из них было от 50 до 100 побед в воздухе ( неофициально ). Через несколько месяцев Федорова вызвал маршал Конев и сказал: "Пиши отчет, что делать со штрафниками". Четверо были представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские звания до выслуги, и все разъехались по своим полкам...

Парадокс, но за все время Великой Отечественной войны Федоров был награжден лишь тремя Орденами: двумя Отечественной войны 1-й и 2-й степени и еще Александра Невского за формирование полка асов. В самом конце войны Федорова представили за обучение боевых летчиков приемам воздушного боя к Ордену Красного Знамени, но награды этой он почему-то не получил.

Как только закончилась Великая Отечественная, Федоров, не задерживаясь, поспешил вновь в КБ Лавочкина, где его ждали с нетерпением. Вскоре он стал работать на 301-м авиазаводе в Химках летчиком - испытателем, одним из первых осваивая новую реактивную технику: сначала Ла-150, затем Ла-160 - первый самолет со стреловидным крылом. Потом еще более совершенный Ла-168, и, наконец Ла-176 со стреловидностью крыла 45 градусов, на котором в Декабре 1948 года он преодолел в пологом пикировании звуковой рубеж. В ходе испытаний реактивных самолетов Федоров превышал показания около 30 мировых рекордов для самолетов этого типа. Во время работы испытателем не раз попадал в труднейшие передряги. В книге "Лечу за мечтой", Игорь Шелест приводит один из таких эпизодов:

"Году в сорок восьмом, при испытании одного из опытных реактивных истребителей Лавочкина, у Федорова произошел феноменальный случай. Он планировал на посадку. Вдруг наблюдавшие со старта заметили, как самолет стал быстро крениться. Все больше, больше... "Конец !" - обожгла всех мысль, когда машина и вовсе перевернулась на спину... Но нет. Будто подхваченный горизонтальным смерчем, истребитель вертанул крылом еще резче и вышел в нормальное положение. Под ним оказалась бетонная полоса, и секундами позже он покатился по ней как ни в чем не бывало.

Сперва никто не мог отделаться от мысли, что Женя - Ваня, как называли тогда Ивана Евграфовича товарищи, отчубучил на планировании перед самой посадкой непростительно дерзкий номер - бочку. Но выяснилось совсем иное. Как только он нажал на рычаг выпуска закрылков-щитков, как тут же почувствовал: самолет резко устремился в крен. Федоров - отличнейший мастер высшего пилотажа, можно сказать, "воздушный акробат", не воспрепятствовал машине, уловив сразу же, что это не в его силах, а скорей рефлекторно помог ей без зарывания носа к земле закончить полный оборот.

Пока самолет "доворачивался" к нормальному положению, Федоров успел догадаться, что во всем виноват щиток-закрылок, и быстро перевел кран в исходное положение. Самолет тут же прекратил вращение. И все это было выполнено поразительно точно и оказалось единственно правильным решением. Уже на земле, техник проверяя щиток-закрылок на левой плоскости, поддел его отверткой и тот выпав повис на петлях. Ушко тяги управления закрылком было сломано..."

Однажды С.А.Лавочкина вызвали к Сталину, он взял с собой Федорова и в конце беседы представил его: "Это, товарищ Сталин, наш шеф - пилот. Отлично воевал, теперь испытывает наши реактивные машины..."

- Что бы вы хотели ? - спросил Сталин.

- Чтобы он стал Героем. Дважды уже представляли и все безрезультатно !

- Что же, не беспокойтесь, разберемся...

Вот так, благодаря Лавочкину, 5 Марта 1948 года Федоров, наконец-то, получил с "третьего захода" Золотую Звезду Героя - "... за испытание и освоение новой военной реактивной техники..." ).

В 1949 году Федоров закончил курсы летчиков - испытателей МАП и до 1954-го находился на испытательской работе. Участвуя в Корейской войне 1950 - 1953 гг, одержал 7 воздушных побед. Всего же, за время своей боевой деятельности, уничтожил ( по его словам ) 135 самолетов противника ( лично и в составе группы ).

За годы службы Иван Евграфович награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Hевского, Отечественной войны 1-й степени ( шесть ) и 2-й степени, Красной Звезды, многими медалями. С 1954 года Полковник Федоров - в запасе. Живет в Москве.