Математический практикум на ФИВТ МФТИ: общая информация и правила выставления зачета

Обратно на страницу матпрактикума и к ссылкам на задачи для исследования

  • Зачем это и что это такое?
  • Как ставится зачет за семестр по мат. практикуму?
  • Рекомендации студентам
  • Чем мотивированы эти правила?
  • Зачем это и что это такое?

    Цель матпрактикума - познакомить студентов с радостями и трудностями профессии математика-исследователя. Для этого студенты приобщаются к научной работе. Они работают над исследовательскими задачами с выбранными ими научными руководителями, участвуют в семинаре по исследовательским задачам. Одним из важнейших итогов этой работы является курсовая работа, который оценивается рецензентом и, возможно, кладется в архив, представляется на научных конференциях, направляется на публикацию.

    Матпрактикум проводися для группы математиков-второкурсников на ФИВТ, которая жаждет заниматься наукой уже сейчас. Он устроен так. Сентябрь посвящается постановкам задач научными руководителями, пожелавшими заниматься наукой с талантливыми студентами. Они рассказывают (минут за 30) о предлагаемых исследовательских темах. К концу сентября студенты выбирают тему и руководителя, с которыми далее работают. На семинаре по средам они периодически делают доклады о проделанной работе. В конце семестра представляют курсовую работу. Все эти курсовые публикуются на данной странице (если курсовая выложена в архив, то публикуется ссылка на нее). Предполагается, что лучшие курсовые будут впоследствии доведены студентами до публикаций.

    Как ставится зачет за семестр по мат. практикуму?

    Научно-исследовательскую деятельность оценивать очень трудно. Но без ее оценки, пусть несовершенной, и поощрения, практически невозможно поддержать энтузиазм и направить его в созидательное русло.

    Оценка за зачет есть min(A, B+C+D+E). Здесь

  • A=10 в 1-м семестре.
    Во 2-м семестре A=10, если английская версия курсовой работы выложена в
    архив не позже, чем через неделю после защиты, с согласия научного руководителя, с указанием его фамилии и со следующей фразой (в сноске на первой странице работы): 'This paper is prepared under the supervision of NAME in frame of research seminar for students of MIPT. Readers are invited to send their remarks and reports on this paper to mraigor@yandex.ru'.
    Во 2-м семестре A=8, иначе.
  • B - оценка от 0 до 3 в 1-м семестре и от 0 до 4 во 2-м семестре, выставленная рецензентом курсовой работы.
    Таким образом, в архив выкладывается версия, проверенная и рецензентом, и в процессе защиты; по таким работам на защите не будет ставиться окончательная оценка, а будет приниматься решение типа `10, если до 21.05 в архиве появится текст, и 8, если не появится'.
    Качество текста курсовой работы должно соответствовать уровню заметки в рецензируемом журнале, или части такой заметки. Доказательства должны быть завершенными.
    Оценивается тот текст, который передан (или послан по электронной почте) рецензенту до крайнего срока - 5 декабря в 1-м семестре и за 3 недели до защиты во 2-м семестре. Дни защиты работ на семинаре во 2-м семестре распределяет до 15.04 руководитель семинара.
    Текст курсовой 2-го семестра будет содержать в отредактированном виде текст курсовой 1-го семестра. Во 2-м семестре оценивается улучшение текста по сравнению с курсовой 1-го семестра.
  • C - оценка от 0 до 4 в 1-м семестре и от 0 до 3 во 2-м семестре, выставленная научным руководителем на основании его работы со студентом;
  • D - оценка от 0 до 3 в 1-м семестре и от 0 до 2 во 2-м семестре, выставленная руководителем семинара на основании (в порядке убывания веса): защиты курсовой работы (только во 2-м семестре), других выступлений студента, его разумных вопросов, замечаний и предложений по другим докладам.
  • E - число конференций и регулярных научных семинаров, на которых студент докладывал по теме курсовой работы.
  • Рекомендации студентам

  • Основа успеха - регулярная работа. Для сдачи зачета на `хорошо', по-видимому, кроме семинара потребуется не менее 2 часов в месяц обсуждений с руководителем и не менее 4 часов в месяц самостоятельной работы.
  • См. рекомендации по написанию работ. Посмотрите одну из стандартных рецензий на работу (заменить `принятие на ММКШ' на `B>0'), чтобы не получить эту рецензию на курсовую работу. Вам могут оказаться полезными другие примеры работ и рецензий на них.
  • За семестр или даже за год некоторые обсуждения студента и руководителя могут быть не доведены до завершенных доказательств (требуемых для высокой оценки B). Их не нужно включать в курсовую работу (чтобы не понизить оценку B). Они войдут в оценки C, D и, возможно, Е.
  • Работу с рецензентом желательно начать за 2-3 недели до крайнего срока, чтобы успеть учесть замечания. При этом те замечания, которые учтены до крайнего срока, влияют на оценки B, C и D, а те, которые учтены после крайнего срока - на оценки C и D. Соответственно, работу над текстом делательно начинать за 1.5 месяца до крайнего срока (возможно, параллельно с работой над новыми идеями).
  • Не предполагается новизна результата курсовой работы (тем более, что без выкладывания в архив по-английски новизна не может считаться проверенной).
  • Главное - не количество, а качество!
  • О выкладвании в arxiv.
  • Чем мотивированы эти правила?

    Мы считаем, что работы студентов, оцениваемые высокими баллами, должны удовлетворять критериям полноты доказательств и серьезности проверки новизны, предъявляемым к завершенным научным работам (без скидки на возраст их авторов). В частности, студентов полезно познакомить с системой `внимательного рецензирования' (peer review), при которой окончательный (публикуемый или награждаемый) текст формируется путем работы автора над замечаниями рецензента.
    При этом требования к глубине и количеству результатов могут быть более слабыми. Вообще, целью исследовательской деятельности студента не обязательно должна быть завершенная научная работа. Во-первых, большинству второкурсников трудно сделать такую работу (часто встречаются незавершенные работы - на стадии доклада на научном семинаре или написания первых версий текста). Во-вторых, самостоятельно решить важную красивую (известную) задачу или провести интересный вычислительный эксперимент может быть гораздо полезнее, чем доказать новую, но громоздко формулируемую теорему. Положительно оценены могут быть все эти работы - при условии, что известность результата (или отсутсвие настоящей проверки новизны) явно отражена в тексте, а итоги экспериментов или
    незавершенных доказательств не называются теоремами.
    Мы надеемся, что такой подход поможет
    - формированию адекватного представления в обществе о научной работе.
    - студентам решать доступные и полезные им задачи, а также учиться серьезно проверять свои доказательства.
    См. также статью из Мат. Просвещения (в ней школьников можно заменить на второкурсников).

    Последнее обновление 17.9.2013. Пожалуйста, направляйте пожелания и замечания Аркадию Скопенкову, sk*penk*@mccme.ru, где *=o.