Представление, рецензирование и награждение работ на ММКШ

  • Правила и сроки подачи работ
  • Какие работы принимаются на ММКШ?
  • Рекомендации: как написать исследовательскую работу
  • Рецензирование и награждение
  • Пояснение: зачем участвовать и как обычно возникают работы?
  • Пояснение: чем мотивированы правила конференции?
  • Пояснение: четкие формулировки, завершенные доказательства и зачем они нужны
  • Пояснение об исследовательских разработках
  • Пояснение о самостоятельности
  • Пояснения о консультациях
  • Пояснения и рекомендации о подаче работ
  • Рекомендации по написанию работ (=по проверке доказательств)
  • Расширение руководства ММКШ
  • Правила и сроки подачи работ

    ПОЖАЛУЙСТА, ВНИМАТЕЛЬНО ПЕРЕЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩИЙ АБЗАЦ ПЕРЕД ОТПРАВКОЙ РАБОТЫ!

    Для подачи работы автору нужно до 15 октября прислать по адресу mmks@mccme.ru ее текст и согласие с его выкладыванием на сайте ММКШ (достаточно согласия в электронном письме, никаких документов, тем более нотариально заверенных, не нужно). Подать работу можно и между 16 октября и 15 ноября, но в этом случае она может быть отклонена без рецензии. Кроме того, при подаче после 15 октября школьнику может не хватить времени на доработку текста, и в результате текст может быть отклонен. Работы принимаются в любой форме, кроме файлов docx (ибо у пользователей могут возникнуть проблемы с их прочтением). В частности, работы принимаются в виде сканов рукописного текста. Предпочтительный формат - pdf, приготовленный из теха (ибо с этим форматом работают научные журналы; используйте онлайн-компилятор sharelatex или overleaf, или установите тех на свой компьютер). Нежелательный (но принимаемый) формат - Уорд. Эту стандартную рецензию на работу полезно прочитать авторам и руководителям перед представлением на ММКШ, чтобы не получить эту рецензию на представляемую работу.

    Работы первокурсников рассматриваются так же, как работы школьников. В случае награждения им выдается диплом, но не выдается материальное поощрение.

    Консультации. Мы принимаем работы именно от авторов для того, чтобы окончательное решение о подаче данной версии работы на ММКШ принималось именно автором. Хотя при этом совет руководителя должен иметь важное значение.

    Оплата проживания и/или проезда для иногородних участников. Для получения такой поддержки необходимо попросить ПК оплатить проживание и/или проезд на основании версии работы, приложенной к просьбе (эту версию разумно присылать намного ранее, чем 30 ноября). Решение об оплате или отказе будет направлено автору не позднее, чем через три недели после получения просьбы. (Для оплаты необходимо, но не достаточно, принятие работы программным комитетом.)

    Какие работы принимаются на ММКШ?

    Мы принимаем все содержательные, в том числе простые и короткие, работы (=тексты) школьников, в которых нет неверных утверждений и необоснованных претензий на новизну (результатов или доказательств) или на завершенность доказательств. Например.
    Более конкретно, мы принимаем работы одного из трех типов (номинаций):
  • научно-исследовательские работы (результат содержателен, имеются четкие формулировки и завершенные доказательства, новизна проверена выкладыванием работы в архив до 15.11);
  • учебно-исследовательские работы (результат содержателен, имеются четкие формулировки, доказательства завершенные, первая версия для ММКШ получена до 15.11, принимаемая версия получена до 25.11);
  • исследовательские разработки (предварительный результат содержателен, имеются четкие формулировки, первая версия для ММКШ получена до 15.11, принимаемая версия получена до 30.11);
  • наглядные материалы (материал содержателен, понятно представлен, первая версия для ММКШ получена до 15.11, принимаемая версия получена до 30.11).

    Итак, работа на ММКШ (для первых трех номинаций) - это в первую очередь четко сформулированное математическое утверждение (теорема или гипотеза). Только после четкой формулировки утверждения имеет смысл писать его доказательство и писать, почему они интересны. (Хотя придумывание может происходить в другом порядке, даже в обратном.) Если работа подается в категорию исследовательских разработок, то приводить доказательство не требуется, но нужны эвристические соображения и/или эксперименты. В номинацию наглядных материалов принимаются работы, которые не претендуют на математическую строгость (т.е. на наличие четких формулировок и завершенных доказательств), а изображают математическую реальность на наглядном уровне. Это может быть рисунок, видеоматериал (мы планируем дать более школьные примеры), программа для компьютера и т.д. Вот примеры принятых работ.
    Писать мотивировки (а также исторические сведения и т.д.) не обязательно для принятия работы на ММКШ. Хотя потренироваться мотивировать результаты полезно, это менее доступно школьникам, не имеющим глубоких и широких познаний. Рассказать о мотивировках можно в выступлении.
    Частью работы каждого типа может быть работа другого типа (например, в научно-исследовательской работе могут быть четко сформулированные, но не доказанные, гипотезы; к ним могут приводиться наброски доказательств).

    Эти критерии не очень формальны. И они, и приводимые ниже пояснения (дополнения и замечания к которым приветствуются) дают лишь ориентировочные представления. Решения о принятии/отклонении работ, о распределении принятых работ на три номинации, а также на аудиторные и стендовые доклады, принимает программный комитет (ПК) на основании рецензий.

    Главное - не количество, а качество! Если некоторые рассуждения не являются завершенными доказательствами, то их стоит либо не включать в работу, либо честно назвать их выводы гипотезами (чтобы не дезориентировать читателя и не помешать принятию работы на ММКШ). Один четко сформулированный результат школьника, имеющий завершенное доказательство, принесет больше пользы (и, как следствие, будет выше оценен на ММКШ), чем десять результатов, не проверенных по-настоящему.

    Рекомендации: как написать исследовательскую работу

    Нужно для начала привести четкую формулировку ОДНОГО результата (не забыв нужные определения). Если в голове или в тексте их имеется несколько, то выберите любой - например, самый простой или самый интересного. Нужно либо назвать его гипотезой, либо привести завершенное доказательство, используя следующие рекомендации. Полученный после этого текст можно представить на ММКШ и подождать рецензии.
    Если в результате нескольких итераций текст будет одобрен рецензентом, то можно будет добавить второй результат, третий и т.д. А вот работа сразу над многими результатами осложняет обучение написанию четких формулировок и завершенных доказательств, поэтому может мешать принятию работы на ММКШ.
    Этот процесс можно ускорить, упростить и сделать более приятным, пользуясь консультациями вместо рецензирования.

    На более высоком уровне полезно прочитать, какие работы принимаются в качестве аудиторных докладов, и следующие рекомендации.

    Рецензирование и награждение

    Заочный тур. Поданные работы программный комитет (ПК) посылает на анонимную рецензию. Анонимная рецензия в течение трех недель после получения работы направляется автору (с копией руководителю) и (с согласия рецензента) выкладывается на сайт ММКШ. После получения рецензии автор может подать новую версию, которая также выкладывается в интернет и направляется на рецензию. Это может повторяться несколько раз. Этот процесс можно ускорить, упростить и сделать более приятным, пользуясь консультациями вместо рецензирования.
    Хотя самостоятельность и степень содержательности не учитываются при распределении по номинациям, они являются важнейшими критериями для последующего решения жюри о награждении по данной номинации.
    Для желающих авторов текстов, рано представивших первые версии и успешно работающих над замечаниями рецензента, проводится школа по тематике их текстов. В ней участвуют математики, известные своими публикациями для школьников и студентов по тематике работ.

    Чтобы работа была принята в `научную' номинацию, автору необходимо (но не достаточно) выложить работу в архив с согласия научного руководителя. Желательно со следующей фразой в сноске на первой странице работы: 'This paper is prepared under the supervision of NAME and is submitted to the Moscow Mathematical Conference for High-School Students. Readers are invited to send their remarks and reports on this paper to mmks@mccme.ru'.
    ПК готов (в течение трех недель) высказать по тексту работы рекомендацию о целесообразности выкладывания текста в архив; окончательное решение о выкладывании принимает сам школьник со своим руководителем. На сайт ММКШ выкладываются ссылки на работы, выложенные в архив, а не сами эти работы. Предостережения и технические инструкции по выкладыванию работ. Работы желательно выкладывать в Техе (поскольку с этим форматом работают научные журналы). Рекомендуем выкладывать работы по-английски, так как это намного увеличивает количество математиков, которые смогут ее прочитать. Для выкладывания работы по-русски текст должен быть в win кодировке и иметь шапку. Рекомендацию для выкладывания работы можно попросить у автора любой работы по близкой тематике, уже выложенной на этом сервере, или по адресу mmks@mccme.ru. Во втором случае необходимо приложить текст работы (впрочем, и в первом это может потребоваться).

    Какие работы принимаются в качестве аудиторных докладов? Для принятия работы в качестве аудиторного доклада нужно, чтобы первые 2-4 страницы текущей версии текста, представленной на ММКШ, составляли бы текст интересного аудиторного доклада. Если работа принята в качестве стендового доклада, то доработать ее текст для принятия к аудиторному докладу автору будет особенно легко. Для этого необходимо выделить несколько наиболее важных фактов, которые будут сформулированы и доказаны в начале текста (и, на конференции, в аудиторном докладе). Хотя это требование не является формально необходимым для принятия работы в качестве стендового доклада, без его выполнения интерес к стенду будет невелик. Такие важные факты автор может выбрать, пользуясь советами руководителя, рецензента и консультанта. Если аудиторный (или стендовый) доклад заинтересует слушателей, то они смогут ознакомиться с остальными результатами - как по полному тексту, лежащему на сайте ММКШ, так и по бумажным копиям, которые заранее распечатывает для участников Оргкомитет. Хочется пожелать автору, чтобы этих копий не хватило всем желающим.

    Решение ПК о принятии или отклонении работы, о ее номинации и о виде доклада: до 5 декабря на основании последней версии работы,
    поданной до 30 ноября - для номинации исследовательских разработок.
    поданной до 25 ноября - для учебно-исследовательской номинации;
    выложенной автором в архив до 15 ноября - для научно-исследовательской номинации; если работа представлена автором в архив и появилась на сайте ММКШ до 15 ноября, но не появилась в архиве до 20 ноября (по не зависящим от автора причинам), то ПК принимает отдельное решение о принятии работы в научно-исследовательскую номинацию в данном или следующем году.

    Несогласие автора с замечанием рецензента - нормальная, хотя и редкая ситуация. Вот способы ее разрешения.
    (1) Автор может на консультации обсудить те замечания рецензента, которых он не понимает или с которыми он не согласен. Если необходимо, консультант поможет автору грамотно составить письмо рецензенту, см. (2). Эти обсуждения с консультантом, как и другие, не выкладываются на сайт ММКШ.
    (2) Автор может прислать в ПК письмо о замечаниях рецензента, с которыми он не согласен, с обоснованием несогласия. Это письмо выкладывается на сайт ММКШ. Поэтому автору обязательно обсудить текст письма с руководителем и желательно - с консультантом: ведь по тексту письма, как и по тексту работы, математическая общественность будет судить о математической грамотности автора. Рецензент ответит на письмо не позже, чем через три недели.

    Отклоненная работа может быть по желанию автора представлена в качестве стендового доклада на заседании ММКШ. При этом она не может быть награждена премией ММКШ (ни в какой номинации); ПК не несет ответственности за качество работы.
    Однако отклонение работы не означает, что работа полностью бессмысленная. Отклоняются те работы, которые не удовлетворяют критериям принятия в одну из номинаций, если автор почему-либо не представил новую версию своей работы или ее части, уже удовлетворяющие одному из этих критериев.
    Автору отклоненной работы полезно и интересно представить ее на конференции как стендовый доклад и обсудить ее лично (а не только через заочную рецензию) с теми, кто заинтересуется стендом.

    Решение жюри ММКШ о награждении работы принимается в день заседания на основании вышеуказанной версий работы и выступления докладчика (или беседы с ним у его стенда). При оценке учитываются только результаты, одобренные рецензентом (в частности, только содержащиеся в вышеуказанной версии работы).
    Работа, принятая в некоторую номинацию, но не награжденная в ней, может быть награждена премией менее продвинутой номинации.
    Новая версия работы, представляемая в следующие годы, может быть награждена премией в более продвинутой номинации. (Проверить старую идею написанием четкой формулировки и завершенного доказательства, и довести ее до пользователя, для начинающего исследователя обычно более полезно, чем вместо проверки старой идеи придумать новую и также не проверять ее.)

    С 2014 спонсоры обычно оплачивают победителям ММКШ участие в выбранных ими летних (или зимних) школах.

    Заседание ММКШ: ориентировочно 15 декабря (16 декабря в 2018). Видеозаписи докладов по возможности выкладываются на сайт ММКШ.

    Пояснение: зачем участвовать и как обычно возникают работы?

    Мы хотели бы поддержать и развить имеющуюся в России знаменитую `систему кружков и олимпиад', а не вести новую конкурирующую деятельность. На многих хороших кружках (спецкурсах, занятиях по `спецматематике', летних школах, сборах и т.д.) математика изучается в виде решения и разбора задач. При этом школьники учатся контролировать правильность (и понятность) решений. В результате возникает необходимость записи завершенных доказательств некоторых утверждений, а значит, и четких формулировок самих утверждений (например, промежуточных шагов решения).

    Если изучение устроено так, то часто появляются решения, которые интересно показать более широкому кругу учеников и учителей. Такие решения могут возникнуть на занятиях активно работающего математика и содержать новые результаты, а могут быть и самостоятельным переоткрытием известной теоремы. Такие решения разумно и полезно сначала направлять на консультацию и затем подавать на конференцию. Совсем не обязательно, чтобы такие решения содержали элемент новизны (хотя иногда он естественно появится). Совсем не обязательно, чтобы в дальнейшем школьники, пришедшие на ММКШ, занимались решением задач, предложенных на ММКШ (хотя для небольшого количества школьников это будет естественно).

    Подготовка работы на ММКШ - хорошая тренировка к олимпиадам (в частности, к этапам Всероссийской олимпиады). Действительно, работа в учебно- или научно-исследовательскую категорию ММКШ - это в первую очередь четко сформулированное математическое утверждение и его ясно написанное доказательство.

    Например, удачной работой для ММКШ является решение задачи (или цикла задач), предложенных на Летней конференции Турнира городов или в Задачнике Кванта. Особенно если это решение отличается от предложенного жюри/редакцией, или - еще лучше - если решение жюри/редакции основано на Вашем решении. Вот примеры работ и рецензий на них.

    Работа по самостоятельному письменному решению задач не только интересна и полезна, но и тяжела. Поэтому разумно иногда из этой работы сделать праздник. Для него идеально подходят ММКШ и некоторые другие конференции школьников .

    Пояснение: чем мотивированы правила конференции?

    Эти правила касаются работы над замечаниями, завершенности научных работ, используемых сведений и открытости. Правила конференции отражают реальные проблемы, поэтому они не так просты. Впрочем, для человека, привыкшего к серьезной работе и не возражающего против получения награды за ее завершение, эти правила покажутся сами собой разумеющимися.

    Мы считаем, что работы школьников, награждаемые научными премиями, должны удовлетворять критериям полноты доказательств и серьезности проверки новизны, предъявляемым к завершенным научным работам (без скидки на возраст их авторов). При этом требования к глубине и количеству результатов могут быть более слабыми. Вообще, целью исследовательской деятельности школьника не обязательно должна быть завершенная научная работа. Во-первых, большинству школьников трудно сделать такую работу (часто встречаются незавершенные работы - на стадии доклада на научном семинаре или написания первых версий текста). Во-вторых, самостоятельно решить важную красивую (известную) задачу или провести интересный вычислительный эксперимент для школьника может быть гораздо полезнее, чем доказать новую, но громоздко формулируемую теорему. Награждены могут быть все эти работы - при условии, что известность результата (или отсутствие настоящей проверки новизны) явно отражена в тексте, а итоги экспериментов или незавершенных доказательств не называются теоремами.
    См. также статью из Мат. Просвещения
    Если новизна и доказательство результата проверены (в первую очередь автором!) по критериям, предъявляемым ко `взрослым' научным работам, то работа может быть награждена научной премией. Если доказательство проверено по таким критериям, а новизна - нет, то работа может быть награждена премией по категории учебно-исследовательских (завершенных исследовательских) работ. Если же доказательство не проверены по таким критериям, то работа может быть награждена премией по категории исследовательских разработок. Мы надеемся, что это различение поможет
    - формированию адекватного представления в обществе о научной работе.
    - школьникам решать доступные и полезные им задачи, а также учиться серьезно проверять свои доказательства.

    Мы считаем, что школьников и их руководителей полезно познакомить с системой `внимательного рецензирования' (peer review), при которой окончательный (публикуемый или награждаемый) текст формируется путем работы автора над замечаниями рецензента. Поэтому мы выкладываем все работы, поданные на конференцию (но не на консультацию) и рецензии на них. Ведь конкретные примеры рецензирования гораздо более эффективны, чем общие слова.
    Для рецензирования необходимо рассматривать работы заранее. Вот ответ одного из математиков в ответ на приглашение войти в Совет Рецензентов ММКШ: Cогласен при выполнении естественных правил вежливости: на рецензию дается по крайней мере месяц. Ничего определенного за более короткий срок я обещать не берусь.

    Если школьник использует в работе сведения, не входящие в университетскую программу, то крайне важно, чтобы он показал свободное владение этими сведениями, грамотно и экономно изложив их в тексте работы.
    Мы сознаем, что это требование не обязательно для научных работ. Если школьник считает, что такая работа с текстом не полезна для него, то ему следует подавать текст на `нешкольный' конкурс.

    Мы считаем, что научно-педагогическому сообществу полезно и интересно получить представление о `научно-проектно-конференционной' деятельности школьников в целом (не только на примере докладов, принятых на ММКШ). Ср. Медведев призывает выложить в интернет все диссертации. Это важно, поскольку результаты этой деятельности недоступны: из огромного количества известных нам конференций школьников доклады выкладываются в интернет только на конференции летней школы `Интеллектуал' и на ММКШ (планируется выкладывание работ в интернет на конференции школьников под эгидой Российской академии наук).

    Пояснение: четкие формулировки, завершенные доказательства и зачем они нужны

    Есть доказательства, `правильные' только благодаря наличию учителя-оракула, т.е. человека, знакомого с фактом, его доказательствами и тем, что вокруг. Если же сам автор - без проверки оракулом - будет писать доказательства такого рода, то они часто будут ошибочными. А вот завершенными доказательствами мы называем такие, вероятность ошибки в которых мала за счет их уровня строгости и структурированности, а не за счет проверки оракулом. (Завершенность понимается именно в этом смысле, а не в смысле отсутствия направлений для дальнейших исследований.) Другими словами, они написаны для пользователя, а не для проверяющего.

    Четкие формулировки результатов необходимы пользователю для использования этих результатов. Кроме того, приведение четких формулировок результатов и промежуточных шагов решения (например, лемм) является частью написания завершенных доказательств.

    Только четкие формулировки и доказательства, незавершенность которых не видна неспециалисту, прилично присылать на проверку квалифицированным рецензентам (которые, как правило, являются занятыми людьми). Четкие формулировки и завершенные доказательства необходимы для публикации в рецензируемом научном журнале.

    Когда школьник (или студент) переходит к изучению математической теории, ему полезно и необходимо учиться приводить четкие формулировки и завершенные доказательства. Тогда, даже если результат их теперешней работы известен в науке, в будущем он сможет писать научные работы, проектировать атомные станции и т.д.

    Написание `завершенного' доказательства обычно происходит параллельно с неформальной проверкой доказательства руководителем и наиболее близкими специалистами. Оно делает возможным неформальную проверку доказательства как ими, так и специалистами, не знакомыми с устным изложением работы. Таким образом, написание `завершенного' доказательства - и важный этап, и важный результат неформальной проверки. Без последней результат недостаточно надежен для его использования (как и без наличия `завершенного' доказательства).

    Обсуждения четкости формулировок и завершенности доказательств на конкретных примерах можно найти на странице рецензирования работ (заочного тура ММКШ).

    Пояснение об исследовательских разработках

    Главный неформальный критерий принятия работы в эту номинацию --- ее выполнение должно быть полезно для школьника.

    В категорию 'исследовательских разработок' будут приниматься, например,
    1. Решение сложной (для данного школьника) задачи (или серии задач), записанное в рамках кружка или занятия в математическом классе (в этом случае текстом работы может быть скан решения), без приведения завершенного доказательства;
    2. Работа о факте (т.е. гипотезе), обнаруженном экспериментально или эвристически, т.е. без приведения завершенного доказательства;
    3. Методические работы, которые мог бы использовать учитель и руководитель кружка.

    Комментарии.
    1. Осмысленно представлять решения, в которых присутствует не только техника, но и красивые идеи, новый (для школьника) подход к задачам. Например, работы, в которых с помощью даже известных задач (подобранных и сформулированных руководителем), исследуется какая-либо геометрическая конфигурация, найдены связи между казалось бы разными задачами и темами и т. д. По сравнению с учебно-исследовательской категорией здесь смягчены требования к
    завершенности доказательств. См., например, некоторые работы, представленные на ММКШ в 2012 году (это именно примеры, а не образцы).
    2. Факты должны быть подтверждены в работе сериями примеров или правдоподобными рассуждениями (проверкой частных и предельных случаев, согласованностью с доказанными результатами и т.д.). Такие факты часто возникают при поиске аналогий или обобщения известных результатов. Например, при помощи компьютерного эксперимента, в частности, программ динамической геометрии. См. примеры на стр. 53-64 здесь (это именно примеры, а не образцы).
    3. Например,
    - вариант школьной олимпиады (например, составленный старшеклассниками для 5-6 класса);
    - решения задач из подборки задач, составленной учителем или самим автором;
    - несколько доказательств известной теоремы (скажем, неравенство Коши) со сравнением краткости и простоты доказательств, с обобщениями, которым поддаются разные доказательства;
    - методически выстроенная подборка задач по теме (например, сборник задач по уравнениям с параметром, распадающийся на варианты одинаковой трудности или цепочка задач возрастающей трудности для заочного обучения); работа должна кроме самой подборки задач содержать методический комментарий с принципами ее составления;
    Если занятие или олимпиада уже проведены, то хорошо иметь отзыв или комментарий от проводивших.
    Конкретные примеры появятся здесь позже.

    Рецензирование и обсуждение нестрогих, но содержательных, работ будет полезно как для авторов, так и для слушателей. Оно может привести и к получению достоверных доказательств (и, как следствие, к премии ММКШ по более продвинутой номинации, или к награде на другой конференции школьников).
    В некоторых случаях принятие на конференцию и награждение работы, доказательства в которой неполны, все-таки может нанести вред ее автору. Поэтому не будут приниматься, например, работы, в которых не написано четко, какие результаты доказаны, а какие - нет.

    Пояснение о самостоятельности

    Самостоятельность означает, что школьник решил задачи сам (а не прочитал в книге и не скачал из интернета). Конечно, сама последовательность задач может быть подсказкой; допускаются также подсказки от руководителя. Важно, чтобы эти подсказки были полезны для общего развития школьника, и чтобы на неполную самостоятельность достижений было явно указано в тексте (например: эту лемму я доказал с существенной подсказкой руководителя, или: доказательство этой теоремы взято оттуда-то и приводится в тексте для полноты; я самостоятельно использовал эту теорему для получения результата работы).
    Как правило, в личном разговоре на ММКШ самостоятельность и владение темой быстро выясняются. В случае сомнения в самостоятельности члены жюри предлагают школьнику для самостоятельного решения в течение 20-30 минут одну-две новые несложные задачи по теме работы. Такие задачи может также предложить в отзыве рецензент, чтобы помочь автору понять, самостоятельна ли его работа, и отменить выдвижение на ММКШ, если не самостоятельна.
    Если жюри сочтет, что работа не самостоятельна, то она не будет награждена.

    Пояснения о консультациях

    Консультации - работа автора над замечаниями консультанта с его помощью, а также ответы на вопросы автора. Они проходят круглый год, как правило, очно. Работы не выкладываются на сайт ММКШ. Консультация по работе не означает ее включение в программу ММКШ и тем более награждение премией. Однако консультация поможет автору подготовить работу, достойную премии.
    Без обсуждений с математиком, изначально не знакомым с работой, автору обычно трудно подготовить по-настоящему проверенный доклад, интересный слушателям (которые тоже изначально не знакомы с работой). Поэтому мы предлагаем авторам, подавшим работы, консультации, и даже приглашаем консультироваться перед подачей работы. Автор может приехать к консультанту и получить замечания и советы по работе над ними, а также ответы на свои вопросы (например: известен ли в науке такой-то результат; правильно ли у меня доказана такая-то лемма; какие задачи на данную тему мне стоит порешать и какие книги/статьи почитать; можно ли считать мое доказательство полным или для полноты нужно сделать какие-то изменения; разумно ли мне подать работу на конференцию или перед этим желательно сделать какие-то изменения; как учесть такое-то замечание рецензента).
    За одну консультацию можно сделать несколько итераций `замечания консультанта - новая версия'. А еще можно обсуждать, в результате чего у консультанта больше возможности помочь, чем у рецензента. На консультацию нужно приехать с текстом, а желательно и с ноутбуком, на котором можно будет редактировать работу (или с файлом, компьютеры есть). Если уже имеется рецензия, то к первой консультации желательно подготовить текст, учитывающий те замечания рецензента, которые автору ясно, как учесть.
    Общение с консультантом может привести к исправлению ошибок и тщательной переделке работы. Однако, как правило, консультант не становится соруководителем. Кроме того, как правило, рецензент и консультант - разные люди.
    Работы может быть много, и может потребоваться несколько консультаций. Поэтому рекомендуем присылать работы на консультацию задолго до крайнего срока подачи работ: до 15 сентября или ранее. (Например, многие школьники, уже награжденные научной премией ММКШ, консультировались по своим работам примерно год.)
    Авторов наиболее удачных и завершенных работ мы пригласим выступить на семинарах перед конференцией.
    Консультации --- этап самый важный, но он наименее формализован.

    Пояснения и рекомендации по подаче работ

    При подаче работы на конференцию ПК назначает школьнику консультанта (если он еще не назначен на этапе консультаций). Школьник может (но не обязан) обращаться к консультанту за советом. В частности, за советом по поводу учета замечаний рецензента. (При этом, как правило, рецензент и консультант - разные люди.)

    Рекомендации по рецензированию работ, представленных на учебно-исследовательскую премию. Их полезно подсмотреть школьникам и руководителям, чтобы они знали, как будут оцениваться их работы.

    Доступность. Текст работы, подаваемой на ММКШ, должен быть доступен человеку, владеющему университетской программой по математике. Более конкретно, должны быть явно (а не в качестве ссылок) приведены все определения и формулировки теорем, используемые в работе и не входящие в университетскую программу. При этом допускаются ссылки на доказательства таких теорем.
    (Конечно, слова "университетская программа" расплывчаты. Если есть сомнение, нужно ли приводить в работе данное определение или утверждение, то либо приведите его, либо обратитесь в ПК ММКШ. Такие сомнения могут возникнуть, например, в элементарной геометрии, где изучаемые в большинстве российских кружков сведения не входят в университетскую программу; ПК готов разрешить автору использовать некоторые из них.)

    Рекомендации по докладам. Мы рекомендуем делать доклады фломастером (или мелом) на доске. Это хороший способ продемонстрировать, что работа сделана самостоятельно. При компьютерной или слайдовой презентации неопытному докладчику практически невозможно настолько медленно менять картинки, чтобы публика успевала следить.
    Мы рекомендуем сделать по крайней мере первую часть доклада доступной широкому кругу школьников и учителей. Если работа действительно интересна и нетривиальна, то обычно можно сформулировать общедоступные частные случаи или упрощенные версии.

    Расширение руководства ММКШ

    Руководители, работы учеников которых регулярно принимаются на ММКШ по решению программного комитета и постоянных членов жюри становятся постоянными членами жюри.
    Авторы многочисленных удачных рецензий по решению программного комитета приглашаются в совет рецензентов ММКШ.
    Постоянные члены жюри, регулярно активно сотрудничающие с программным комитетом, по решению программного комитета становятся членами программного комитета.

    Последнее обновление 29.10.2018. Пожалуйста, направляйте пожелания и замечания Аркадию Скопенкову, sk*penk*@mccme.ru, где *=o.