Лев Дмитриевич КУДРЯВЦЕВ,
Анатолий Григорьевич ЯГОЛА

Некоторые вопросы реформирования образования в России

В последние годы начался переход к массовому высшему образованию: увеличилось как абсолютное, так и относительное количество студентов. Сейчас число студентов на 10000 населения превысило 290. Для сравнения в США --- более 500, в Южной Корее --- 390, в европейских странах --- около 350. Тем самым, сделан шаг на пути повышения образовательного уровня народа России, поскольку относительное количество студентов в высших учебных заведениях определяет и относительное количество образованных (имеющих высшее образование) людей среди взрослого населения (старше 25 лет) --- показатель, по которому Россия пока отстает от развитых стран. Недостаточна в условиях современного общества и продолжительность школьного образования.

Поэтому можно только приветствовать появление Национальной доктрины образования в Российской Федерации, которая определяет пути повышения образованности общества, переход к массовому высшему образованию, увеличению продолжительности обучения в средней школы. В выступлениях Министра образования РФ профессора В.М. Филиппова неоднократно объяснялись причины и необходимость реформирования образования и те положительные результаты, к которым приведет реализация Национальной доктрины.

Переход к массовому высшему образования требует существенного пересмотра организации учебного процесса, приемных экзаменов и в целом концепции образования. В частности, сразу возникает вопрос, как совместить большие потоки студентов с необходимостью подготовки специалистов самой высокой квалификации. Хотя наши вузы еще не слишком велики (крупнейший в России вуз МГУ по количеству студентов относится к средним по американским или японским меркам университетам), эта проблема уже давно требует разрешения в подавляющем большинстве российских вузов. Наиболее адекватной в этом смысле является многоуровневая система бакалавр --- дипломированный специалист --- магистр --- аспирант --- докторант.

В рамках многоуровневой системы студент получает возможность реализовать себя в полной мере в соответствии со своими желаниями и способностями. Разумеется, уже на младших курсах должны быть созданы условия для продвинутого обучения наиболее способных студентов --- будущих магистров. Уровень же обучения дипломированных специалистов, а особенно, магистров должен быть существенно поднят. При этом увеличение количества студентов не должно приводить к снижению качества подготовки.

При переходе к массовому высшему образованию должны быть созданы условия для поступления в вузы всем желающим. Пора отказаться от иллюзии, что высокие конкурсы в вузы это хорошо. Высокие конкурсы показывают прежде всего нехватку мест в вузах, порождают систему репетиторства и коррупцию в вузах.

Должен быть решен вопрос с переходом к профессиональной армии, что позволит не отвлекать молодых людей от получения образования, а изучать военные дисциплины будут только те, кто в этом заинтересован.

Постепенно произойдет изменение структуры образования с расширением числа студентов, получающих гуманитарное, экономическое, юридическое и управленческое образование, хотя для реализации такого перехода потребуется не одно десятилетие.

Для поддержания уровня фундаментального образования в России Научно-методический совет по математике Минобразования РФ предлагает развитие системы стандартов, обеспечивающих обязательный уровень знаний, без которого образование не может считаться высшим, согласование стандартов образования в вузах со стандартами школьного образования, использование в учебном процессе как в вузах, так и в школе учебников только с грифом Минобразования, пересмотр существующих учебных программ по математике, создание эффективной системы аттестации и аккредитации вузов.