Евгений Викторович Шикин,
МГУ им. М.В.Ломоносова
О математической составляющей гуманитарного образования

``Бывает, что во время урока математики,
когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка.''

А.П. Чехов

Современное понимание фундаментальности университетского образования связано с его безусловной направленностью на выявление глубинных связей между процессами, протекающими в окружающем нас реальном мире, событиями и объектами, населяющими этот мир, и является надежной основой воспитания в университетских стенах высоко образованных и высоко профессиональных молодых людей.

И поэтому нет ничего плохого в том, что каждый университетский выпускник вне зависимости от получаемой узкой специализации будет иметь, наряду с прочим, достаточно ясное и в общем правильное представление о существующих методах расчетов и доказательств, о возможностях современных средств коммуникации и обработки информации. Но если целесообразность общегуманитарного цикла дисциплин для студентов естественных факультетов университетов давно уже почти ни у кого не вызывает сомнений, то необходимость действенного знакомства с основными идеями и методами в области естествознания, математики и информатики той частью молодых людей, которые отдали предпочтение изучению гуманитарных наук, начала осознаваться только в самое последнее время.

Полагаем, что многие без особого сопротивления согласятся с тем, что человека, не знающего Пушкина, не слышавшего о Моцарте и незнакомого с работами Боттичелли и Корбюзье, трудно называть культурным и образованным. Но может ли образованный человек на излёте второго тысячелетия от Рождества Христова не иметь ни малейшего представления об идеях Лобачевского и основах теории вероятностей, о методах обработки информации и принятия решений?

Многим серьезным специалистам уже сейчас ясно, что дальнейшее развитие гуманитарных наук без математического моделирования и точных количественных методов исследования, широкого использования современных вычислительных средств просто невозможно.

Следует, правда, признать, что математика пока не располагает средствами, в полной мере отвечающими потребностям этих наук. По всей видимости, дело здесь в том, что создание соответствующего аппарата может явиться только результатом вполне осознанных совместных действий как математиков, так и тех ученых, профессиональные интересы которых лежат в гуманитарной сфере.

Одним из возможных путей разрешения рассматриваемой проблемы является взвешенное включение математического цикла в университетский образовательный процесс. Правда, саму идею о целесообразности преподавания математики на гуманитарном поле назвать общепризнанной пока трудно. Однако, будучи неотъемлемой частью нашей цивилизации, математика является не только мощным средством решения самых разных прикладных задач и универсальным языком науки, но также и элементом общей культуры.

Мы исходим из того, что целью университетского образования гуманитария в области математики является воспитание у него определенной математической культуры и привитие ему некоторых навыков использования математических методов в практической деятельностии.

Поэтому преподавание разумно ориентировать прежде всего на достижение понимания концептуальных моментов в соцветии математических наук. Максимально учитывая психологические особенности мышления людей гуманитарного склада ума, ментальность и уровень соответствующей подготовки студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах, равно как и специфику различных направлений и специализаций на них, по-видимому, имеет смысл не навязывать им обычно отторгаемого формально-логического изложения, заменять доказательства описательно-наглядными рассуждениями и исходить из принципиального отказа от выработки технических навыков математических преобразований.

Важно научить студентов-гуманитариев видеть математические понятия и понимать действие математических законов в реальном, окружающем нас мире, применять их для научного объяснения явлений. Математика должна быть тесно увязана с общекультурными ценностями и общефилософскими концепциями, с событиями и фактами истории, языками, литературой, искусством и музыкой. Правильному пониманию и грамотному употреблению терминов следует уделить особое внимание.

Но вместе с тем, необходимо снабдить студента-гуманитария и определенным математическим аппаратом, который позволил бы ему осуществлять хотя бы простейший количественный анализ информации.

Создание широкого мозаичного полотна из самых разных математических составляющих целесообразно осуществлять так, чтобы в конечном итоге оно способствовало выработке у студента-гуманитария в целом правильного восприятия математики.

Ясно, что многое будет зависеть от успеха самых первых шагов на этом пути.