Министру образования
Российской Федерации,
профессору

В.М. Филиппову

 

 

 

 

 

 

Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!

Комиссия экспертов направляет Вам материалы образовательного стандарта общего образования по математике.

В представленный в комиссию проект стандартов экспертами внесены только необходимые изменения (в раздел обязательного минимума содержания). В представленном нам проекте сильно преуменьшен уровень математического образования в основной школе, что неизбежно влечет снижение уровня образования в России.

Реализация целей обучения, указанных в стандарте, возможна только при изучении математики в школе в объеме не менее шести часов в неделю в каждом классе. Традиции и многолетний опыт российской школы показывают, что программа может быть успешно освоена школьниками при изучении математики в указанном объеме (шесть часов в неделю).

На протяжении долгого времени в России складывались уникальные традиции школьного образования по основным учебным предметам, в число которых, наряду с литературой и русским языком, безусловно входит и математика. Навыки и умения, приобретаемые на уроках математики, являются неотъемлемой частью знаний и культуры человека. Данные стандарты рассчитаны на тот необходимый уровень знаний школьников по математике, который будет способствовать повышению уровня общего образования в России.

 

В стандарте не указаны явно те исторические факты, которые следует излагать в школе, однако наличие исторических замечаний является неотъемлемой частью образования.

Следует отметить, что стандарты станут по настоящему действующими только при условии дополнения их соответствующими программами. Не менее важно наличие набора типовых задач, так как именно умение решать задачи является наиболее точным измерителем знаний, полученных школьником. Подчеркнем, что нагрузка школьника при изучении математики определяется, прежде всего, уровнем сложности решаемых задач. Система же понятий, охватываемая обязательным минимумом содержания, в основном совпадает в различных предлагаемых вариантах стандартов и отвечает содержанию программ по математике в 1960-80 годы. Решение задач является важнейшей целью обучения математике и показателем готовности учащихся применять полученные знания при изучении других предметов, а в дальнейшем и в практической деятельности.

По нашему мнению наиболее важным является базовый уровень стандартов, обеспечивающий общее математическое образование.

Член-корреспондент РАН,
академик Европейской Академии наук,
первый заместитель председателя Научно-методического совета при Министерстве образования РФ,
советник РАН Л.Д. Кудрявцев

Академик, советник РАН,
председатель Научно-методического совета при Министерстве образования РФ, С.М. Никольский

Академик РАН,
Председатель комиссии по математическому образованию при Отделении математических наук РАН Д.В. Аносов

Академик РАО, Профессор МПГУ И.И. Баврин

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова В.Н. Чубариков

Научный сотрудник Математического института им. В.А. Стеклова РАН Н.Н. Андреев

Доцент кафедры естественно-математического образования Академии повышения квалификации А.Н. Тернопол

Учитель математики, Заслуженный учитель России Е.А. Бунимович

Учитель математики, Заслуженный учитель России Б.П. Пигарев