Министерство образования Российской Федерации

ПРЕСС-РЕЛИЗ


        В ответ на открытое письмо Министру образования Российской Федерации представителей российской интеллигенции, встревоженных планами пересмотра государственных стандартов по литературе, опубликованное в газете «Известия» от 19.07.2003, Министерство сообщает следующее.

        В Министерстве образования с пониманием относятся к беспокойству общественности за судьбу школьного курса литературы. Вместе с тем письмо содержит ряд принципиальных неточностей.

  1. Утверждение, что из обязательного чтения в «рекомендованные» переведены такие произведения, как Б.Пастернак «Доктор Живаго», повесть А.Платонова «Котлован», «Колымские тетради» В.Шаламова», а также наследие О. Мандельштама, не соответствует действительности. Указанные произведения никогда не включались в действующие обязательные минимумы содержания образования по литературе. В проекте же нового стандарта для старшей школы (профильный уровень) роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» указан. Произведения А. Платонова (одно по выбору учителя) предлагается изучать как в основной, так и в старшей школе (учитель может выбрать и роман «Котлован»). Проза В. Шаламова никогда не включалась в перечень произведений, обязательных для изучения в общеобразовательных учреждениях. В проекте стандарта для старшей школы (базовый и профильный уровни) имя В. Шаламова впервые названо в ряду писателей, представляющих прозу второй половины ХХ века. Поэзия О. Мандельштама также впервые включена в проект стандарта для старшей школы (базовый и профильный уровни, 6 стихотворений). Замечание авторов письма по поводу наследия А.Ахматовой также противоречит проекту стандарта: ее наследие представлено не «тремя патриотическими стихотворениями», а 7 стихотворениями разной тематики (в том числе патриотической) и поэмой «Реквием».

  2. Утверждение, что «решения принимаются в основном авторами старых учебников, написанных еще в советские времена по советским лекалам…» безосновательно, о чем свидетельствует состав двух последних групп разработчиков, в который входили следующие авторы современных учебников: Беленький Г.И, Кутузов А.Г., Маранцман В.Г., Черкезова М.В., К.М. Поливанов, Е.С.Абелюк. Отметим, что в первые группы разработчиков стандарта также входили авторы современных учебников: Г.А. Обернихина, А.И. Княжицкий, Л.В.Тодоров, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, Г.Н.Ионин, С.А.Леонов. Общее число составителей стандартов, работавших в разных группах, – 32 человека, из них 13 человек имеют опыт написания современных учебников.

  3. Предложения, зачастую взаимоисключающие, связанные с увеличением числа названных в стандарте писательских имён и художественных произведений, не учитывают неизбежные при их принятии перегрузки школьников. Не всегда соотносятся они и с учебными часами, выделяемыми на предмет «Литература» в проекте Базисного учебного плана, который в настоящее время направлен для обсуждения в органы управления образованием субъектов Российской Федерации. В соответствии с указанным проектом в 5-8 классах на литературу отводится 2 часа в неделю, в 9 классе – 3. Базовый уровень изучения литературы в 10-11 классах должен быть реализован за 2 часа в неделю, а профильный - за 4 часа.

        Остается неясным, на каком основании авторы письма сделали столь серьезные выводы о «консерватизме» нового документа, о «сползании к реставрации» составителей проекта стандарта, о «доминировании советских литературных приоритетов» и т.п.
        Вместе с тем, работа над проектом новых стандартов школьной программы продолжается и будет вестись еще и осенью этого года, поэтому Министерство образования будет благодарно за конструктивные предложения по изменению проекта стандарта по литературе с учетом интересов и возможностей наших детей.

Пресс-служба Минобразования
т..факс 237-92-82, 237-91-63
Сохранено с сайта Министерства образования http://www.ed.gov.ru/ministry/release/2003/pl07-25.html