Бумажный тигр готовится к прыжку

В Минобразовании РФ считают, что в 12-летних спорах о стандартах должна быть поставлена точка

Маргарита Шиц


17 октября в Госдуме запланировано второе чтение по законопроекту "О государственном стандарте общего образования". Мысль о стандартизации общего образования возникла в 1992 году, когда школам разрешили быть разными. Госстандарт определяет обязательный минимум содержания программ, максимальный объем учебной нагрузки и уровень подготовки выпускников школ. Иначе говоря, речь идет о том, что государство установит планку, ниже которой учебное заведение не сможет опускать свои требования.

Со времени первых разговоров о стандарте прошло уже 12 лет, а он так и не был принят. Два года назад академики РАН воспротивились варианту стандартов, подготовленному группой Эдуарда Днепрова. Стало ясно, что спорить о самом содержании стандартов можно до бесконечности. Решено было не проводить стандарты через Думу, а установить законом их рамки - общие требования к стандарту. Вот этот рамочный закон и будет слушаться в Госдуме в пятницу.

Каков же расклад сил накануне слушаний? Профильный Комитет Госдумы по образованию и науке, выносящий законопроект на рассмотрение депутатов, надеется, что он пройдет. Так же думают и в Министерстве образования. Что же ждет нас дальше? После принятия такого рамочного закона Правительство РФ своим постановлением должно будет утвердить федеральный компонент стандарта.

С вопросами, существует ли окончательный вариант стандарта, который будет представлен в Правительство, и что он собой представляет, мы обратились к заместителю руководителя Департамента общего образования Минобразования РФ Алексею Водянскому.

- Нет, окончательного варианта стандартов пока нет. Не забывайте, что за вторым слушанием последует третье, затем закон должен будет пройти утверждение в Совете Федерации и пойти на подпись к Президенту. Вот тогда мы и форсируем подготовку окончательного текста стандартов. Он будет представлен в Правительство в начале следующего года. Но компромисс по большинству вопросов уже найден.

- Споры вокруг федерального компонента стандартов по математике и литературе были особенно острыми и выплеснулись на страницы газет, удалось ли достичь согласия?

- Эти споры будут бесконечными. В основном противоречия были сняты, спорные моменты согласованы. В частности, с математиками достигнут компромисс. Решено немного облегчить программу в основной школе и усложнить - в профильной. Туда мы перенесем наиболее сложные разделы. По литературе тоже достигнут компромисс между всеми силами, хотя идеального варианта стандарта, наверное, никогда не будет.

- Как, по-вашему, отразится принятие рамочного закона на школе?

- Да никак. Стандарты будут введены не ранее 2006 года. Пока же будет идти эксперимент. За два года должны быть подготовлены учебники и кадры.

- Какие школы будут участвовать в эксперименте?

- В 2004 году эксперимент пройдет в небольшом масштабе, в 2005 году число его участников расширится. Экспериментальные школы определят региональные органы управления образованием.

* * *

Один из разработчиков образовательного стандарта по математике член-корреспондент РАН Лев Кудрявцев категорически не согласен с тем, что "согласительный" вариант стандартов, о котором говорят в министерстве, действительно компромиссный.

- Лев Дмитриевич, в Министерстве образования говорят, что достигнут компромисс по стандартам с математиками. Так ли это?

- Буквально позавчера я звонил в министерство, где мне сказали, что окончательного варианта стандартов у них нет. Эдуард Днепров, который возглавляет в министерстве группу по разработке стандартов, сказал, что подготовленный нами вариант стандартов по математике (его готовила группа выдающихся российских ученых) он никогда не подпишет.

- Вопрос о стандартах тесно связан с учебными планами. Видели ли вы их окончательный вариант?

- Тот последний проект, который я видел, совершенно неприемлем для нас. Число часов на математику там недостаточно. А из списка требований, которые предъявляются к учащимся в основной школе, было вычеркнуто даже требование уметь доказывать теоремы. О какой же математике можно говорить, если не будет доказательств? Очень грустно, если проект утвердят в таком виде.

- А что вы думаете о разгрузке основной школы за счет переноса ряда тем в профильную?

- Я считаю, что этого делать нельзя. Любой выпускник обычной школы должен иметь возможность продолжать свое образование. А если он не будет уметь даже доказывать теорему, то о каком поступлении в вуз может идти речь?



Опубликовано в Российской научной газете 15.10.2003


Просим обратить внимание на то, что в разных по времени подписания и региону распространения выпусках газеты текст статьи может несколько различаться. Этот вариант можно использовать только как ориентировочный. Для получения дословного текста публикации воспользуйтесь платной подпиской на получение точных полных текстов газетных публикаций