III-я Олимпиада по компьютерным технологиям для людей с ограниченными возможностями

Главный спонсор олимпиады


Конкурсные задания заочного тура


Предложенные конкурсные задания состоят из трех блоков.

Мы старались сделать задачи наиболее разнообразными, чтобы каждый мог продемонстрировать свои способности, найдя задачу по душе. Ни в коем случае не предполагается решение всех задач всех номинаций одним участником за отведенное время. В первую очередь будет оцениваться красота и качество решений.

Участников и победителей прошлых олимпиад просим не присылать на конкурс работы прошлых лет.

1. Задачи по программированию.

Полный ответ предполагает исходный текст программы (на любом удобном Вам языке программирования), описание среды, в которой Вы запускали программу (ОС, библиотеки и т.п.), описание используемых алгоритмов (доказательство правильности не требуется, но приветствуется).

Если Вы не можете полностью решить предложенную задачу, опишите ход Ваших рассуждений (в виде словесного описания алгоритма, или просто идей) --- это может быть принято как частичное решение задачи.

  1. Начинающему кассиру.
    Дано натуральное число N. Считая, что введенное число --- сумма (в рублях), подлежащая оплате, напечатать все варианты оплаты этой суммы в банкнотах, имеющихся в обращении на момент решения задачи. Выделить способ оплаты, требующий минимального числа банкнот.
  2. Сложные скобочки.
    Пусть скобочные структуры состоят из четырех различных типов скобок: () [] {} <> Ваша задача --- определить правильная ли скобочная структура.

    Вход: последовательность указанных скобок; размер входного файла не превосходит 100Кб.
    Выход: "ДА" в случае если структура правильная и "НЕТ", если неправильная.
    Пример
    Номер примераВХОДВЫХОД
    #1 {)НЕТ
    #2 [({<>})]ДА
    #3 ><НЕТ
    #4 <>{()}[]ДА

  3. Перевернутая башня
    Вавилонцы решили построить удивительную башню --- расширяющуюся кверху и содержащую бесконечное число этажей и комнат. Она устроена следующим образом --- на первом этаже одна комната, затем идет два этажа на каждом из которых по две комнаты, затем идёт три этажа, на каждом из которых по три комнаты и так далее.
      ...	
          27 28 29 30
          23 24 25 26
          19 20 21 22
          15 16 17 18 
            12 13 14
             9 10 11
             6  7  8 
               4 5 
               2 3
                1
    

    Эту башню решили оборудовать лифтом --- и вот задача: нужно научиться по номеру комнаты определять, на каком этаже она находится и какая она по счету (считая слева) на этом этаже.

    Вход: Задано целое число --- номер комнаты N, 1 < N < 2 000 000 000.
    Выход: Два целых числа --- номер этажа и порядковый номер слева на этаже.

    Пример:
    Номер примераВХОДВЫХОД
    #1 11 1
    #2 53 2
    #3 84 3

  4. Другая башня --- Ханойская.
    Игра "Ханойские башни" состоит в следующем. Есть три стержня. На первый из них надета пирамидка из N различных колец (большие кольца снизу, меньшие сверху). Требуется переместить кольца на другой стержень. Разрешается перекладывать кольца по одному со стержня на стержень, но класть большее кольцо поверх меньшего нельзя. Составить программу, указывающую требуемые действия.
  5. Любителям и знатокам геометрии.
    Найти 6-угольник как можно большей площади, длины всех сторон и диагоналей которого не превосходят 1.

    В ответе требуется предъявить параметры шестиугольника (в любой удобной форме --- координаты вершин, или длины сторон, углы и т.п.), его площадь и описание программы. Оценивается площадь найденного шестиугольника и красота алгоритма.

2. Компьютерная графика (2D, 3D).

Конкурс в этом разделе является аналогичным любому художественному конкурсу. Тематика работ НИКАК не ограничена. На конкурс могут быть представлены ЛЮБЫЕ компьютерные графические разработки (двумерные и трехмерные, картинки и мультфильмы, плакаты и книжки, интернет-странички и программы, etc)

Оцениваться работы будут экспертной оценкой жюри по чисто этестическим соображениям. Никакой явной прибавки (а равно и наоборот – штрафа) за использование любого конкретного средства разработки не будет.

3. Ваш компьютерный проект или интернет-страничка.

Как и в предыдущем разделе, мы никак не ограничиваем тематики представленных работ. Оцениваться будет именно интернет-ресурс, соответствие примененных средств поставленной задаче, возможность использования проделанной работы.

Обращаем внимание участников на то, что чисто графические, дизайнерские решения страничек могут быть скорее отнесены к предыдущему разделу.

Вышлите в наш адрес или сообщите адрес в Интернете расположения материалов, созданных Вами, в которых были бы продемонстрированы Ваши знания и возможности в компьютерных технологиях. В случае коллективных работ, необходимо максимально конкретно описать ваш вклад в работу.


Решения присылать по адресу
119002, Москва, Большой Власьевский пер., д. 11, Оргкомитет олимпиады по компьютерным технологиям.
или на электронный адрес invkon@mccme.ru

Все задания олимпиады сдаются в одном zip-архиве, содержащем

Контактная информация ОБЯЗАТЕЛЬНО должна включать: фамилию, имя и отчество, группу инвалидности, вид заболевания. почтовый адрес, телефон, Е-mail (если есть).

Решения первого заочного тура необходимо прислать до 20 февраля 2004 года включительно по указанному адресу или электронной почте.

Отбор участников очного тура и награждение победителей заочного будет проводится по следующим номинациям:

Олимпиада по компьютерным технологиям