На главную 10rus Замечания English
Республика Карелия — 10rus

ВАЛААМСКИЙ архипелаг 3

 Общие сведения

Валаам — довольно крупный для пресных вод, скалистый и покрытый лесами архипелаг в северной части Ладожского озера, территорию которого занимает одна из двух существовавших в России "монашеская республика". Постоянное население архипелага — несколько сотен человек, в основном это монахи, рыбаки и лесничие. Кроме того, на островах есть воинская часть и метеостанция. Формально острова подчинены городу Сортавале (официальный адрес: Сортавала, остров Валаам).

Название "Валаам", по всей видимости, восходит к финскому слову Valamaa, что значит "Высокая, горная земля". Происхождение этого названия вполне соответствует облику островов, а русские монахи посчитали его созвучным имени библейского пророка Валаама.

На островах архипелага сохранились мегалитические памятники, что свидетельствует о том, что он с древних времен был заселен финскими племенами. Время основания на островах православного монастыря неизвестно. Церковная традиция, основываясь на Житии Авраамия Ростовского, относит его к X или XI веку и называет основателями монастыря Сергия и Германа, позже причисленных к лику святых. Другая версия называет XIV век; в последнее время она получила неожиданное подтверждение, так в найденной в 1990 году рукописи XVI века "Сказание о Валаамском монастыре" утверждается, что монастырь основан в 1407 году. Мы не знаем, и, вполне вероятно, никогда доподлинно не узнаем, содержится ли в одном (или в обоих) источниках ошибка, или монастырь был заброшен, а потом возобновлен в XV веке. Так или иначе, в начале XVI века монастырь уже существовал; в XV—XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой "монашеской республики" Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты. Расположен монастырь был очень удачно, на острове, вдали от больших русских городов, но один недостаток в его расположении был — слишком близко находилась Швеция, которая постоянно воевала с Россией. Эти войны задевали и архипелаг. Так, в 1578 году шведы напали на монастырь и убили 34 человека (18 монахов и 16 послушников); в 1581 году здесь была эпидемия чумы, а на следующий год шведы полностью сожгли монастырь, так что часть монахов была вынуждена перейти в скиты, а другая переселилась в Антониево-Дымский монастырь. В 1595 году со шведами был заключен мир, и в 1597 году Федор Иоаннович выделил значительные средства на восстановление Валаамского монастыря. Но в 1611 году монастырь был снова разрушен до основания, уцелевшие монахи бежали с острова, а шведы начали гражданское строительство на архипелаге. По Столбовскому мирному договору Россия уступила Швеции Карелию и Ингермандандию. Тем самым Валаам перешел в шведское владение почти на сто лет. Все это время временным местом обитания валаамских монахов служил Васильевский монастырь около Старой Ладоги, а мощи Сергия и Германа оставались на острове. Только в 1715 году, сразу после того, как архипелаг был отвоеван у Швеции, по личному указу Петра Первого Валаамский монастырь был возобновлен. Первые здания были деревянными, но в 1754 году все они сгорели. Елизавета Петровна выделила деньги на новое строительство, снова деревянное. В это время монастырь пришел в полный упадок, в какой-то момент там жили всего одиннадцать монахов.

Ситуация существенно изменилась в 1782 году, когда игуменом монастыря был назначен монах Саровской пустыни Назарий. При нем началось каменное строительство, монастырь включили в число штатных, был утвержден монастырский устав, а число монахов увеличилось до тридцати. С 1801 года игуменом был Иннокентий, введено новое правило, по которому игумены назначались из числа монахов монастыря, а в 1819 году монастырь впервые посетил царь — Александр Первый. К 1811 году весь монастырь стал каменным, а в 1820 году появилось Валаамское подворье в Петербурге. Иннокентий умер в 1823 году, а в 1839 году на сорок два года настоятелем монастыря стал самый знаменитый впоследствии игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов). Он привел в порядок монастырское хозяйство, пригласил на архипелаг петербургского архитектора Алексея Максимовича Горностаева, который и построил большую чась сохранившихся до нашего времени зданий, ужесточил монастырский устав, запретив, например, переселяться монахам с Валаама на материк, и довел Валаамский монастырь до положения одного из самых значимых российских монастырей. Этому способствовал также и визит на архипелаг Александра Второго со всей семьей.

В 1917 году монастырь оказался на территории Финляндии и, тем самым, избежал разорения большевиками. Зато финское руководство рассматривало оказавшийся на границе архипелаг как важный стратегический объект и начало военное строительство. К тому же монастырь перешел в подчинение Финской православной церкви, что привело к конфликтам: например, за отказ признать грегорианский календарь из монастыря были в 1920-е годы исключены 42 монаха, часть из которых отправились в СССР. С 1925 года начались службы на финском языке. В финскую войну 1939—1940 монастырь несколько раз бомбили, а 13 марта 1940 года был заключен мирный договор, по которому жителям переходящих к СССР территорий (включая и Валаам) давали несколько дней на эвакуацию в Финляндию. Все монахи, забрав движимое монастырское имущество, в том числе библиотеку, были эвакуированы вглубь Финляндии, где они основали и поныне существующий Новый Валаамский монастырь. С 1945 по 1957 год он был в подчинении Русской православной церкви, затем вернулся в подчинение Финской православной, а монахам в 1957 году разрешили вернуться в СССР. Семь монахов воспользовались этой возможностью и перешли в Псково-Печерский монастырь, остальные остались в Новом Валааме. Сейчас там нет русских монахов, службы по-русски прекратились с 1977. На Валааме же старом была устроена школа боцманов, затем, после войны, дом престарелых. За это время погибла большая часть деревянных строений Валаама. В 1989 году монастырь был возобновлен, и к настоящему времени в его ведение перешла большая часть архипелага. Сейчас архипелаг разделен между монастырем, лесничеством (национальный парк), метеостанцией и воинской частью. Это наилучшее положение для посетителей, так как на архипелаг сейчас можно добраться без всякого предварительного разрешения. Что будет дальше, сложно прогнозировать. К сожалению, пока взят курс на коммерциализацию Валаама и максимального извлечения денег из туристов.

 Что смотреть

Время на осмотр: от 5—7 часов (время между прибытием и убытием судов из Сортавалы, можно осмотреть собственно монастырь, скиты вдоль Главной Монастырской Дороги и Никольский скит) до двух дней (все скиты и природные памятники архипелага, линия Маннергейма).

Зачем ехать на Валаам:
1. "Северный Афон" — монашеская республика со своей иерархией и своими законами, возродившаяся в 1990-е годы практически в первоначальном облике.
2. Архитектурные памятники Валаамского монастыря: Спасо-Преображенский монастырь и многочисленные разбросанные по архипелагу скиты (Белый, Красный, Желтый, Никольский и другие), часовни и кресты, многие из которых являются великолепными образцами ландшафтной архитектуры.
3. Бесподобная природа Валаамского архипелага — своеобразная "квинтэссенция" природы Южной Карелии.
4. Сооружения линии Маннергейма на юге острова.
5. Возможность проплыть по Ладожскому озеру.

Ориентация. Валаамский архипелаг представляет собой довольно большую (около 50) группу скалистых островов, сложенных гранитами и диабазами. Общая площадь архипелага 36 кв. км., и почти вся она приходится на остров Валаам, имеющий форму неправильного треугольника, направленного основанием на север. Поперечник острова — 6—7 километров. Вот наиболее крупные из прилегающих островов: Скитский, Предтеченский, Никоновский, Дивный, а также Байевые острова, расположенные несколько в стороне к востоку от Валаама. Многие острова соединены друг с другом мостами.

Современный Валаам — почти полноценное монашеское государство, где нет разве что своей валюты, да таможню, бывшую здесь до Революции, так и не восстановили. "Столица" монашеской страны — Спасо-Преображенский монастырь, расположен на севере острова, около Монастырской бухты. На входе в бухту, на одноименном островке, находится Никольский скит, а за бухтой лежит остров Скитский, где расположен Белый скит. Другой исторический центр Валаама находится на западном берегу острова, в Большой Никоновской бухте, где расположены Красный скит и пристань для крупных судов. Между Монастырской и Большой Никоновской бухтами проходит так называемая Главная Монастырская Дорога длиной 6 километров, не асфальтированная, но довольно укатанная. Вдоль этой дороги, хотя и не прямо на ней, расположены Желтый скит и гора Елеон, а на самой дороге есть активное движение автотранспорта, и возможно перемещение автостопом. Весь архипелаг пересечен тропами и мелкими дорогами, и в лесах южной части острова разбросаны многочисленные кресты и часовни, метеостанция, воинская часть.

В целом, как сказано выше, Валаам — одна из четырех существующих в мире "монашеских республик" (две такие республики находятся в Греции — Афон и Метеора, две в России — Валаам и Соловки), и, в отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама — паломники. В то же время монахи — не единственные жители Валаама. Здесь имеется несколько рыбацких деревень, но монахи и "мирские" живут изолированно друг от друга, и давно уже ходят разговоры о том, чтобы выселить всех мирских с архипелага на Большую Землю и закрыть свободный въезд на острова, оставив такую возможность лишь паломникам и организованным туристам. Вообще, недоброжелательность валаамских монахов отмечает едва ли не каждый побывавший на островах.

Архитектурное наследие Валаама почти полностью относится ко второй половине XIX века, когда архипелагом правил отец Дамаскин. На островах был даже собственный архитектор — Алексей Максимович Горностаев, большинство его построек можно считать выдающимися, в то время как более поздние — откровенно неудачными. Но и те, и другие являются великолепными образцами ландшафтной архитектуры, и органично сочетаются с природой архипелага.

Спасо-Преображенский монастырь

Вид монастыря из Монастырской бухты. 
    Фото: Илья Буяновский

Вид монастыря из Монастырской бухты.
Фото: Илья Буяновский

"Столица" архипелага располагается на севере острова Валаам, на берегу Монастырской бухты, и ее центром служит нависающий над бухтой Спасо-Преображенский собор, трехъярусная колокольня которого видна с Ладожского озера за десятки километров. Монастырь стоит на довольно высоком холме, к которому ведет лестница, а у подножья холма расположена монастырская слободка — целый городок жилых и хозяйственных построек. У самой пристани стоит довольно примитивная краснокирпичная часовня — таких часовен, без западной, южной и северной стен, с крышей, опирающейся на четыре колонны, и одной иконой на восточной стене, по всему архипелагу множество. Другая часовня, уже белая, стоит напротив, через дорогу. Большое белое здание, сразу останавливающее на себе взгляд — это каретно-конюшенный дом, построенный в XVIII веке, раньше большинства соборов. Рядом можно увидеть и саму карету с запряженной в нее лошадью. На карете написано "такси", но она стоит тут сутками напролет, так как аренда этой кареты — 1000 рублей в час. Так же здесь расположены обнесенные оградой монастырские сад и огород. Однако это — только подмонастырская слобода, сам же монастырь расположен наверху, к нему необходимо подниматься по лестнице, с которой вы увидите белую часовню во имя иконы Знамения Божьей Матери (1856 год), установленную в честь приезда Александра Второго — также типичную для архипелага.

Монастырь представляет собой два замкнутых каре жилых и хозяйственных построек, внутри которых находится собор. Во внешнем каре живут мирские (впрочем, очень христианского вида), внутреннее полностью принадлежит монахам, и вход в его двор, к подножью собора, возможен лишь с экскурсией (причем на входе Вас проверит не монах, а сотрудник службы безопасности в черном смокинге), но присоединиться к одной из постоянно прибывающих групп не составит труда. Фотографировать на территории монастыря запрещено.

Спасо-Преображенский собор, возведенный в нынешнем виде в 1896 году (псевдовизантийский стиль, архитектор Горностаев) — один из самых грандиозных соборов в России. Архитектурная композиция этого храма довольно обычна, но использованные при его строительстве приемы очень оригинальны. Удивляет расцветка собора: гладкие, нежно-голубые сферические главы и шпиль колокольни, белые стены в верхней части храма, и ярко-красные в нижней. Причем граница между белым и красным проведена на такой высоте, что при взгляде с внешней стороны монастырских ворот собор кажется белоснежным, но стоит пройти во внутренний двор, как обнаруживается, что он на самом деле красный. Интересна трехъярусная колокольня с остроконечным шпилем, и как бы двухэтажной главкой, а также крестами на стенах. В облике Спасо-Преображенского собора очень много греческих мотивов, что вполне соответствует роли Северного Афона. Внутри собор двухэтажный, но верхний храм открыт только для монахов. Нижний же, низкий и темный, примечателен тем, что в его вестибюле можно услышать записи хора валаамских иноков, и купить кассету — этот хор очень красив и разительно не похож на распространенную по всей России церковную музыку. Во дворе вокруг собора монахами высажены настоящие черные тюльпаны.

Также в окрестностях монастыря располагается старое монастырское кладбище, существующее с XVIII века, и менее крупное, но более интересное Игуменское кладбище с краснокирпичной церковью Преподобных Отцов и могилой игумена Дамаскина.

Скиты Валаама

Если Спасо-Преображенский монастырь — столица Валаама, то скиты выполняют роль "областных центров". Таких скитов, "филиалов" монастыря, по всему архипелагу около десятка. Здесь мы рассмотрим наиболее привлекательные для путешественника скиты Валаама.

Никольский Скит. 
    Фото: Марина Егорова

Никольский Скит.
Фото: Марина Егорова

Никольский скит располагается на Никольском острове (полтора километра от монастыря) у самого входа в Монастырскую бухту, и этот скит — первое, что видит путешественник, прибывающий на Валаам со стороны Сортавалы. Из-за своего положения Никольский скит — едва ли не самый эффектный на архипелаге: он представляет собой одиноко стоящую шатровую Никольскую церковь на небольшом островке, и сочетание церкви и островка невероятно органичное — они смотрятся как единое целое. Скит был возведен в 1856 году, и изначально в нем жило двенадцать монахов. Помимо церкви, в его ансамбль входят небольшой братский корпус и Таможня, на которой до революции досматривали паломников (запрещался ввоз табака, алкоголя и некоторых других продуктов). Интересна сама по себе дорога к Никольскому скиту от монастыря: нужно пройти монастырь насквозь, дальше по тропе сквозь лес, мимо впечатляющих скал, поросших сосной, через рыбацкие деревеньки, мало изменившиеся с финских времен, а потом и вовсе по деревянным мостикам с островка на островок, так что под ногами видны подводные камни, а совсем рядом — бесконечное, уходящее к горизонту Ладожское озеро.

Белый скит (Скит Всех Святых) расположен в глубине острова Скитский (три километра от монастыря) и является самым большим, красивым и строгим скитом Валаама. Посетить его возможно лишь с благословения настоятеля, поэтому если Вы не православный паломник, от идеи побывать там лучше отказаться. Но если Вы все-таки решили рискнуть, то катера к пристани на острове Скитском периодически отправляются из Монастырской бухты. Можно также пройти к скиту по мосту с острова Валаам. Белый скит, который населяли до 20 монахов, и в котором было запрещено есть мясо, рыбу, молочные продукты, в отличие от других скитов, имеет высокую ограду с угловыми башнями, довольно крупный келейный корпус, а сама церковь Всех Святых отличается уникальной композицией: перед Горностаевым стояла задача выстроить пятиглавый храм крайне ограниченного объема, но он нашел решение — непосредственно над храмом располагается лишь центральная глава, боковые же стоят на пристроенных башнях. Недалеко от Белого скита, на мысу, находится Смоленский скит, от которого осталась одна-единственная Смоленская церковь в аварийном состоянии.

Желтый (Гефсиманский) скит находится у Главной Монастырской дороги в пяти километрах от монастыря. Этот скит появился на Валааме после того, как отец Маврикий привез из Иерусалима частицу Гроба Господня, после чего на карте Валаама появились библейские названия: Лещевое озеро стало Мертвым морем, протока, ведущая из него в Ладогу, получила название Иордан, а скалистая гряда у Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, у подножья которой возник, соответственно, Гефсиманский сад. Желтый скит, возведенный в 1906 году, уникален для Валаама тем, что он полностью деревянный, и его постройки (церковь и жилой корпус в стиле "дерево под камень") созданы в едином стиле и цветовой гамме. От скита по извилистой тропе можно подняться к горе Елеон, на вершине которой стоит выполненная в том же стиле Вознесенская часовня — весьма неказистая, но прекрасно вписанная в ландшафт. Она стоит на краю отвесной скалы, у подножья которой заканчивается Малая Никоновская бухта — узкая, но очень живописная, лезвием вдающаяся в берег острова Валаам. На берегу бухты, у подножья скалы, стоит каменный крест, который можно увидеть с дороги, но подойти к нему нельзя из-за угрозы обвалов.

Красный (Воскресенский) скит расположен в 6.5 километрах от монастыря, над Большой Никоновской бухтой. Этот скит отличается размером, но его краснокирпичные постройки, возведенные в 1901—1906 годах — пожалуй, самые некрасивые на всем Валааме. Воскресенская церковь двухэтажная, и в нижнем храме находится "кувуклия" — скальный грот, в котором хранится частица Гроба Господня. От скита открывается вид на Большую Никоновскую бухту, считающуюся красивейшим местом Валаама, округлую и отделенную от озера узкими "воротами". В бухте пристают крупные туристические суда, здесь расположен сувенирный базар. Между двумя главными бухтами Валаама предполагается передвигаться пешком, но и в Монастырской, и в Большой Никоновской бухтах можно поймать машину или лодку.

Предтеченский скит на полностью изолированном острове Предтеченском в пяти километрах от монастыря — один из самых строгих, где, по выражению Лескова, "вечный пост, молчание и молитва". В ските находится деревянная церковь, перенесенная сюда из Старой Ладоги (церковь построили сами монахи в XVII веке, в годы изгнания). Попасть в скит можно на теплоходе, который каждые два часа совершает получасовой рейс между Монастырской и Большой Никоновской бухтами.

Также на Валааме имеются Коневский (напротив Скитского острова, практически полностью разрушен и восстановлен), Александро-Свирский (на острове Святом к востоку от Валаама, ранее был известен деревянной церковью, сгоревшей в 1998 году) Ильинский (на острове Лембос, соседним со Святым), и Авраамиево-Ростовский (на Емельяновском острове у южной оконечности архипелага, разрушен) скиты.

Линия Маннергейма

Валаамские укрепления, построенные в финский период, предназначались для прикрытия линии Маннергейма со стороны Ладожского озера. В настоящее время на южной оконечности острова Валаам уцелели заброшенные доты (один из них, самый впечатляющий — укрепленная точка около метеостанции), а также башня наведения на острове Оборонный.

Панорама со смотровой площадки. Фото: Марина Егорова

Панорама со смотровой площадки.
Фото: Марина Егорова

Природа Валаама

Но едва ли не больше, чем архитектура монастыря и скитов впечатляет природа Валаама. Не зря Валаам среди объектов, ожидающих включения в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО классифицирован как "смешанный природно-культурный объект". Природа Валаама — это своеобразная "квинтэссенция" природы Карелии. Здесь эта природа более первозданная, более девственная, и в то же время более ухоженная. Основание этой природы — скалы. Валаамский архипелаг исключительно скалист, и отвесные серые обрывы тянутся в основном вдоль берега, а сосны растут, порой кажется, на голых камнях. Сам же лес Валаама — один из лучших лесов мира, и в то же время типичный для всей Карелии. Валаамские монахи никогда не рубили деревья, а для своих нужд использовали только те, что были повалены ветром, поэтому сосняки, покрывающие Валаам, сохранились почти в первоначальном облике. Возраст многих сосен достигает трехсот лет, сами же сосны огромной высоты. Впрочем, не меньше, чем старые деревья в глубине острова, впечатляют молодые, тонкие и развесистые сосны, растущие у берега, на фоне бескрайней синевы Ладожского озера — настоящий символ Карелии. Помимо сосен, на Валааме распространены дубы и кедры, встречаются и многие другие деревья, привезенные сюда монахами из разных мест России. В последние десятилетия по всему Валааму появился еловый подрост, который угрожает соснякам — через несколько десятилетий весь архипелаг может зарасти елью. На острове Валаам есть несколько внутренних озер. На архипелаге сохранились мегалитические памятники неизвестного возраста и происхождения: каменные кладки и каменные дороги длиной по нескольку десятков метров, начинающиеся в лесу у берега и уходящие в воду — все они находятся в дальней части архипелага и очень труднодоступны. Что касается фауны, то самое распространенное животное Валаама — лось. Лосей здесь стало так много, что им не хватает корма, и порой взрослых лосей можно увидеть даже на Главной Монастырской Дороге. Кроме того, стоит иметь в виду, что на Валааме водятся змеи, поэтому если вы намерены углубляться в лес, лучше не надевать тапочки и шорты.

Наиболее красивые места архипелага — уже описанные выше Монастырская, Большая Никоновская и Малая Никоновская бухты. Немалую роль в красоте валаамской природы играет и климат островов, более мягкий и солнечный, благодаря Ладожскому озеру. Нередко в то время как берег затянут тучами, над Валаамом светит яркое солнце, а оттого возвращение с Валаама в Сортавалу или Приозерск сродни возвращению на грешную Землю…

 Окрестности

Сортавала2 — имеется отдельная страница.

Ладожское озеро3 (Нево) — будет отдельная страница.

 Практическая информация

Время московское.

Проезд. Добраться до Валаама — не такая сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Никаких специальных документов для посещения Валаама не требуется. На остров ходят рейсовые суда из Сортавалы, рейсы осуществляет как "Ракета" (достигает Валаама за 40 минут, возит в основном финских туристов), так и пароходик типа "Москва" (в пути 2.5 часа), причем расписание обоих судов устроено так, что Валаам можно посетить, совершить блиц-осмотр, и покинуть (в этом случае заезжать на Валаам вы будете на "Ракете", уезжать — на "Москве"), правда, ходят эти суда не каждый день. Подробнее здесь. Кроме того, из Сортавалы с 2006 года зимой ходит судно на воздушной подушке. Есть также частные катера, они стоят дороже (в 2006 было от тысячи рублей с человека), но зато могут зайти в труднодоступные бухты.

С восточной окраины Приозерска также можно уплыть на Валаам на монастырском судне (теплоход "Валаам"), ежедневно в 9:30, обратно в 17:00 с Валаама. Добираться до пристани 1-м автобусом, затем пешком. Рядом есть частные катера.

Размещение. А вот размещение — напротив, самое сложное в посещении Валаама. Да, на острове имеется гостиница (так называемая Зимняя гостиница, была еще Летняя, но сгорела в 2007 году), но стоит она дорого, и в сезон постоянно занята паломниками и организованными туристами. Ставить палатки на острове официально запрещено. К местным также поселиться невозможно.

Питание. Рядом с пристанью есть несколько довольно дорогих кафе; там же можно за плату зарядить аккумуляторы.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии

Спасо-Преображенский собор. 
            Фото: Илья Буяновский

Спасо-Преображенский собор. Фото: Илья Буяновский

Спасо-Преображенский собор. 
            Фото: Марина Егорова

Спасо-Преображенский собор. Фото: Марина Егорова

Часовня Косьмы и Дамиана.
            Фото: Марина Егорова   Часовня во имя иконы Знамения Божьей Матери.
            Фото: Марина Егорова

Слева: Часовня Косьмы и Дамиана. Справа: Часовня во имя иконы Знамения Божьей Матери. Фото: Марина Егорова

Никольский скит. Фото: Илья Буяновский

Никольский скит. Фото: Илья Буяновский

Белый скит (Скит Всех Святых). Фото: Марина Егорова

Белый скит (Скит Всех Святых). Фото: Марина Егорова

Желтый (Гефсиманский) скит. 
            Фото: Илья Буяновский

Желтый (Гефсиманский) скит. Фото: Илья Буяновский

Желтый (Гефсиманский) скит. 
            Фото: Марина Егорова

Желтый (Гефсиманский) скит. Фото: Марина Егорова

Вознесенская часовня.
            Фото: Марина Егорова   Часовня.
            Фото: Марина Егорова

Слева: Вознесенская часовня. Справа: Часовня. Фото: Марина Егорова

Гора Елеон. Фото: Илья Буяновский

Гора Елеон и Вознесенская часовня. Фото: Илья Буяновский

Красный (Воскресенский) скит. 
            Фото: Илья Буяновский

Красный (Воскресенский) скит. Фото: Илья Буяновский

Красный (Воскресенский) скит.  
            Фото: Марина Егорова

Красный (Воскресенский) скит. Фото: Марина Егорова

Красный (Воскресенский) скит.  
            Фото: Марина Егорова   Красный (Воскресенский) скит.  
            Фото: Марина Егорова

Слева: Красный (Воскресенский) скит. Справа: Сосны. Фото: Марина Егорова

Коневский скит.  Фото: Марина Егорова

Коневский скит. Фото: Марина Егорова

Покровская часовня. Фото: Марина Егорова

Покровская часовня. Фото: Марина Егорова

Вид монастыря из Монастырской бухты. 
            Фото: Илья Буяновский

Вид монастыря из Монастырской бухты. Фото: Илья Буяновский

У пристани в Большой Никоновской бухте. 
            Фото: Марина Егорова

У пристани в Большой Никоновской бухте. Фото: Марина Егорова

Берег острова. Фото: Марина Егорова

Берег острова. Фото: Марина Егорова

Бухта. Фото: Марина Егорова

Бухта. Фото: Марина Егорова

Небо над Ладогой. Фото: Марина Егорова

Небо над Ладогой. Фото: Марина Егорова


 © Фото авторов

 
На главную 10rus Замечания English

Автор страницы: Илья Буяновский. Добавления: Ярослав Блантер, Марина Егорова. Фото: Илья Буяновский, Марина Егорова. Последнее обновление: 06.03.07.
  2007 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.