На главную 16rus Замечания English
Республика Татарстан — 16rus

КАЗАНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН 3

Схема Казанского метрополитена

 Общие сведения

Открытый 27 августа 2005 года, Казанский метрополитен, ставший главным подарком для жителей города на 1000-летие Казани, установил сразу несколько рекордов и антирекордов. Это самый молодой (около 2 лет функционирования) и самый короткий (8.4 км, 6 станций) метрополитен бывшего СССР. Кроме того, это единственный метрополитен в бывшем СССР, который был полностью построен после 1991 года, и, возможно, один из самых красивых метрополитенов планеты.

Ни один город бывшего СССР не мог и не может построить метро на собственные средства — требуется центральное финансирование. Жесткое правило в СССР состояло в том, что метрополитены полагались только городам с населением в миллион и более человек. Казань достигла этого рубежа в 1979 году, и в 1980-х годах началось проектирование, а в 1988 году строительство. С развалом Советского Союза в 1991 году всем проектам пришел конец — денег не было, и правило миллиона жителей пересмотрели. Уфа, Ростов, Пермь и Волгоград остались без метро, вероятно, навсегда. В этот список первоначально попала и Казань. Тем не менее, руководителям республики удалось привести какие-то весомые аргументы, и решение о строительстве (точнее, отказе от строительства) метро в Казани было пересмотрено. В 1996 году президентом Ельциным было принято решение о строительстве Казанского метрополитена, в 1997 году началось финансирование. Проходка подземных тоннелей производилась с 2000 года, и первая очередь из пяти станций, проходящая фактически по трассе проекта 1983 года, была открыта в 2005 году. В декабре 2008 года была открыта станция "Проспект Победы" — линия была продлена на юг от конечной станции "Горки". В декабре 2010 года была построена станция "Козья Слобода"), на существующей линии на север от "Кремлевской", ставшая первой станцией в правобережной части города. Под Казанкой построен тоннель метро.

В настоящее время ведутся работы по дальнейшему продлению линии на три станции на север — "Декабристов", "Авиастроительная" и "Московская". Когда будет открыт этот участок, из-за замораживания центрального финансирования не совсем понятно, в любом случае не ранее 2013 года. В более дальних планах строительство нескольких линий, но это все относится к совершенно отдаленной перспективе, не ранее 2016 года. Все эти планы, разумеется, еще сто раз могут поменяться.

 Что смотреть

Время на осмотр: 1—2 часа.

Зачем посещать Казанский метрополитен:
1. Исключительно красивая современная архитектура станций.
2. Самый молодой и современный метрополитен бывшего СССР.

Устройство: Казанский метрополитен пока представляет собой всего одну линию, тянущуюся от Кремля на юго-восток и выходящую недалеко за пределы железной дороги. Станции (от центра): "Кремлевская", "Площадь Габдуллы Тукая", "Суконная слобода", "Аметьево", "Горки".

Станция Площадь Габдуллы Тукая.
    Фото: Kazanmetro

Станция Площадь Габдуллы Тукая.
Фото: Kazanmetro, по свободной лицензии
с сайта ru.wikipedia.org.

Казанский метрополитен в цифрах:

  • Протяженность линии: 8.4 км в двухпутном исчислении;
  • Количество станций: 6;
  • Время прохождения линии от конечной станции до конечной: около 15 минут;
  • Число составов: 5 по 4 вагона;
  • Интервалы движения поездов: 7.5 минут;
  • Максимальная глубина тоннелей: 35 м ("Кремлевская" — "Площадь Габдуллы Тукая");
  • Максимальная глубина станций: все станции — мелкого заложения.
  • Режим работы: 06:00 — 23:00.

Подвижной состав

Вагоны для Казанского метрополитена 81-55х.3 "Казань" были построены на заводе "Вагонмаш" (Санкт-Петербург) при содействии компании "Шкода". От стандартных вагонов большинства метрополитенов России их отличает более высокотехнологичный дизайн, белый цвет, а также исключительно мощная система вентиляции, благодаря которой в вагонах постоянно очень холодно. Кроме того, обращает на себя внимание электронное табло, где высвечивается название следующей станции и различные объявления, а также полное отсутствие рекламы в вагонах. Едва ли бросается в глаза, что, в отличие от других метрополитенов России, вагоны в Казани работают на постоянном токе (а не на переменном). В целом вагоны Казанского метро более комфортабельны, чем вагоны других метрополитенов, но проблема в том, что их очень мало: на линии работают всего пять составов.

Станции

Казанский метрополитен можно считать одним из красивейших метрополитенов мира. В своей архитектуре он, с одной стороны, впитал лучшие традиции советского метростроения, но, с другой, сюда был привнесен некий национальный колорит, и совершенно отсутствует печать "социалистического реализма". Станции Казанского метро безусловно современны, но со временем могут быть осознанны как выдающиеся памятники архитектуры.

Кремлевская (Кремль)

Располагается у подножья Кремлевского холма, и оба входа (один из них — в начале улицы Баумана) сделаны прямо в бровке склона. Одна из двух в казанском метро станция сводчатого типа. В отделке интересны рельефы в виде зубчатой крепостной стены с башнями, тянущиеся вдоль путей, и панно, изображающие различные эпизоды из истории Казанского ханства. На платформе, помимо светильников, установлены декоративные башенки с витражами, основания которых опоясывают скамейки. Над северо-восточным выходом можно увидеть стеклянный купол, через который видно небо. Так как станция конечная, поезда прибывают и отправляются с одного и того же пути.

Площадь Габудллы Тукая (Габдулла Тукай майданы)

Располагается под площадью Габдуллы Тукая и выводит непосредственно на улицу Баумана. Зал колонного типа (один ряд колонн в центре). По субъективному мнению автора этих строк, самая красивая станция в Казанском метрополитене. Вся отделка выдержана в черно-белых тонах, а украшением станции являются расположенные вдоль стен панно, на которых изображены иллюстрации к творчеству великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Здесь перечислять эти панно не имеет смысла, так как под каждым из них имеется подпись на русском и татарском языках.

Станция Аметьево.
    Фото: Kazanmetro

Станция Аметьево.
Фото: Kazanmetro, по свободной лицензии
с сайта ru.wikipedia.org.

Суконная слобода (Сукно бистысэ)

Станция колонного типа, расположенная в предместьях старой Казани, в районе бывшей Суконной слободы. Имеет выходы на улицу Вишневского. Интерьер этой станции довольно прост, но ее оформление очень удачно передает атмосферу процветающей капиталистической Казани начала ХХ века.

Аметьево (Омет)

Станция располагается в районе железнодорожной платформы Ометьево и имеет прямой переход из метро на железную дорогу. Уникально расположение станции на эстакаде над автомобильной дорогой, и во многом она похожа на московские "Воробьевы горы". Стены станции прозрачны, и в светлое время суток станция полностью освещается естественным светом.

Горки (Горки)

Расположена уже на окраине Казани, в районе Горки, и имеет выходы на улицы Рихарда Зорге и Родины. Как и Кремлевская, это станция сводчатого типа. Особых украшений на станции нет, но зато ее отличают удивительно красивые светящиеся надписи.

Проспект Победы (Жину проспекты)

Станция колонного типа, удачно облицованная красным гранитом и мрамором. Средний пролет имеет арочный потолок, и вместе с двумя рядами колонн символизирует Триумфальную арку. На станции имеются единственные пока в казанском метро эскалаторы.

Электродепо находится напротив Казанской ярмарки, съезды к нему ведут со станции "Аметьево". В Казани, в отличие от других городов, нет гейта с железной дорогой, по которому вагоны попадают в тоннели метрополитена своим ходом. Перед пуском первой очереди вагоны возили со станции Вахитово в депо прямо по улицам Казани тягачами. Это породило первоапрельскую шутку про "метроавтобус", вид транспорта, двигающийся на чем-то вроде воздушной подушки (то есть без рельсов, прямо по улице без контакта с грунтом) и похожий на вагон метро. Информация о метроавтобусе, подкрепленная фотографиями, довольно успешно распространилась по рунету и до сих пор находится на одном из сайтов, посвященных Казанскому метрополитену.

 Окрестности

Казань3 — имеется отдельная страница.

 Практическая информация

Оплата проезда: Для проезда в Казанском метрополитене используется весьма своеобразный проездной документ: смарт-жетон, представляющий собой гибрид магнитной карты и обычного жетона. Смарт-жетон имеет довольно большой диаметр, сделан из мягкого пластика, а внутри него находится магнитная карточка. Предназначен для одноразового использования. Непонятно, какими мотивами руководствовались разработчики, но действует смарт-жетон не более 24 часов с момента покупки. Стоимость одного смарт-жетона — 7 рублей. На входе — современные турникеты с "вертушкой".

Ориентация: Все надписи в Казанском метрополитене сделаны на двух языках: русском и татарском. Объявления станций также двуязычные. Как и в Московском метрополитене, на стене над путями указаны все станции следования. Схема — одна на вагон, линия нанесена на план города.

 Дополнительные ресурсы

 
На главную 16rus Замечания English

  Автор страницы: Илья Буяновский. Дополнения: Ярослав Блантер. Фотографии: Kazanmetro, по свободной лицензии с сайта ru.wikipedia.org. Схема: Ярослав Блантер. Последнее обновление: 21.07.11.
  2007—2011 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.