На главную 47rus Замечания English
Ленинградская область — 47rus

город ШЛИССЕЛЬБУРГ 3

 Общие сведения

Шлиссельбург (в советское время — Петрокрепость, в шведское — Нотебург) — город областного подчинения в Кировском районе Ленинградской области. Население — чуть более 12 тысяч человек (2006). Координаты 59°57´ с.ш., 31°02´ в.д.

До 1991 года единственным крупным предприятием Шлиссельбурга был судоремонтный завод. Но в настоящее время завод стоит практически заброшенный, и его облезлые цеха с выбитыми стеклами и ржавеющими внутри остовами судов производят на заезжего путника крайне гнетущее впечатление.

Первоначальное русское название города у истоков Невы — Орешек, при шведах сменившееся на Нотебург (дословно "Город-орех"), связано с островом Ореховым (названным так из-за формы). Название "Шлиссельбург" городу дал Петр Первый, и его дословный перевод с немецкого — "Ключ-город", что содержало намек — с этого места начнется покорение Швеции. Советское название "Петрокрепость" в переводе, я думаю, не нуждается.

Крепость на Ореховом острове была впервые заложена новгородцами в 1323 году на границе со Швецией. Первоначально крепость была земляной и деревянной, но после пожара 1352 года ее отстроили в камне. В конце XV века, с присоединением Новгородской республики к Московии, крепостные стены были перестроены заново, а точнее, почти с нуля была возведена новая крепость, высота стен которой достигла 12—15 метров.

В сентябре 1611 году крепость осадили шведы, а в мае 1612 года русский гарнизон сдался. Орешек вошел в состав Швеции и был переименован в Нотебург. Однако во власти шведов крепости была менее 100 лет: 11 октября 1702 года, после 10-дневной бомбардировки русское войско во главе с Борисом Петровичем Шереметевым взяло крепость. В этом штурме участвовал и лично Петр Первый в должности бомбардир-капитана. Город был переименован в Шлиссельбург.

После Северной войны Шлиссельбург стал пригородом Санкт-Петербурга и полностью утратил военное значение. Поэтому было решено превратить крепость, стоящую на острове и полностью изолированную от внешнего мира, в политическую тюрьму. В крепости началось возведение тюремных зданий, и за двести лет ее существования в Шлиссельбурге побывали многие известные узники: жена Петра Первого Евдокия Лопухина и его родная сестра Мария Алексеевна, малолетний наследник престола Иоанн Антонович (был арестован с матерью в возрасте двух лет, заточен в Шлиссельбургскую крепость в возрасте шестнадцати лет и убит при попытке освобождения в возрасте двадцати шести лет), члены Верховного тайного совета князья Долгоруковы (казнены) и князь Дмитрий Михайлович Голицын (умер в крепости), опальные фавориты (герцог Бирон с семьей), декабристы (братья Бестужевы, Вильгельм Карлович Кюхельбекер, Александр Петрович Барятинский, Иван Иванович Пущин), участники польского восстания, анархисты (Михаил Александрович Бакунин), народовольцы (Вера Николаевна Фигнер, Александр Ильич Ульянов — повешен в крепости), эсеры (Иван Платонович Каляев — повешен в крепости). В целом за строгость режима и островное положение Шлиссельбург не зря получил прозвище "Русский Алькатрац".

Во время революции 1905 года всех узников из тюрьмы отпустили, и крепость на несколько месяцев превратилась в достопримечательность, но после, с 1907 года, Шлиссельбург вновь стал тюрьмой — каторжным централом особого режима. В феврале 1917 года узники вновь были освобождены (причем вместе с политзаключенными было выпущено на волю более 900 уголовников), на этот раз окончательно. С 1928 по 1940 крепость была одним из музеев Революции.

В 1941—44 годах Петрокрепость была передним краем обороны Ленинграда, и несмотря на то, что почти все защитники крепости погибли, а сама крепость обратилась в руины, взять Петрокрепость немцы не смогли. Подвиг защитников Петрокрепости не позволил фашистам замкнуть с востока кольцо блокады, и спас в Ленинграде миллионы жизней.

С 1966 года в крепости идут реставрационные работы, и Петрокрепость (с 1993 года вновь Шлиссельбург) стала одной из наиболее посещаемых туристических достопримечательностей Ленинградской области.

 Что смотреть

Время на осмотр: Время на осмотр: 2—4 часа.

Зачем ехать в Шлиссельбург:
1. Ансамбль новгородской-московской-шведской-имперской крепости Орешек на острове у истока Невы, примечательной редкими по красоте и мощи укреплениями, но еще больше — старинными тюрьмами "Русского Алькатраца".
2. Гидротехнические сооружения Ладожского канала.
3. Место выхода Невы из Ладожского озера и само озеро.
4. Мемориалы Дороги Жизни

Ориентация. Ориентироваться в Шлиссельбурге очень легко. С Красной площади, на которую прибывает автобус, видны и городские постройки уездного Шлиссельбурга, и Ладожский канал. Через канал нужно перейти и дойти до берега Невы (это метров 300). Оттуда будет прекрасно видна сама крепость Орешек, а у берега вы наверняка застанете паром "Айгюн". Если же вы добираетесь до Орешка от станции Петрокрепость (см. "Практическая информация"), все еще проще — достаточно выйти к пристани и дождаться тот же самый "Айгюн".

Шлиссельбург — типичный город Ленинградской области. То есть: серый, мрачный, облезлый и до ужаса нищий. Потрескавшиеся фасады церквей, грязноватые дома, заброшенные судоремонтный завод — Шлиссельбург оставляет очень тяжелое впечатление. Мало в каком городе России можно увидеть столь же безысходную нищету.

Церкви и гражданские здания

Уездная застройка в Шлиссельбурге почти не сохранилась. На центральной площади, около устья Ладожского канала, можно увидеть две церкви: Благовещенскую (1764) и Никольскую (1739). Обе довольно неприметны по архитектуре и пребывают в ужасном состоянии. Неподалеку находятся скромный Гостиный двор и часовня, построенная в 1835 году. В целом эту часть города можно миновать без остановок. Около пристани, с которой отправляется паром "Айгюн", обратите внимание на памятник Петру Первому работы великого скульптора Марка Матвеевича Антокольского.

Ладожский канал

Ладожский канал — уникальное гидротехническое сооружение. Канал был частью единой водной системы, которая через Волхов соединяла Санкт-Петербург по рекам с Центральной Россией. Ладожское озеро всегда считалось одним из самых опасных озер мира, на нем нередко возникали шторма с волнами до шести метров высотой, поэтому строительство канала в XVIII веке вдоль берега озера было настоящей необходимостью. Вход в канал располагался в районе Свирицы (за Волховом), выход — в Шлиссельбурге, у истока Невы, причем на самом деле Ладожский канал представляет собой два канала: Староладожский и Новоладожский. Первый был начат еще при Петре Первом, а закончен в 1731 году, и шел на значительном удалении от озера, второй канал, тянущийся вдоль самого берега и более глубокий, был прорыт в 1861—66 годах. С появлением железных дорог каналы пришли в упадок, и в настоящее время Староладожский канал почти зарос, а Новоладожский используется для движения судов малого водоизмещения (на нем нет шлюзов). Непосредственно в черте города, даже просто по дороге к пристани, можно увидеть несколько шлюзов и створов Ладожского канала, в частности, четырехкамерный шлюз (1836) при выходе канала из Невы.

Крепость Орешек

Главная достопримечательность Шлиссельбурга, уникальная даже в богатой на достопримечательности вообще и на крепости особенно Ленинградской области, крепость Орешек расположена на острове Ореховом между двух рукавов Невы, и за островом уже начинается бескрайнее пространство Ладожского озера — вода до горизонта, и периодически то справа, то слева от крепости проходят грузовые суда. Между Шлиссельбургом, Орешком и станцией Петрокрепость курсирует небольшой паром "Айгюн", в основном перевозящий туристические группы. Ходит паром очень часто (особенно в выходные и в туристический сезон), и ждать его дольше получаса Вам, скорее всего, не придется.

Башня крепости. 
         Фото: Илья Буяновский

Башня крепости. Фото: Илья Буяновский

Крепость поражает воображение уже с воды. Неприступные стены, башни, узкие окна — в памяти сразу всплывают замок Иф или Алькатрац. Стена, которую Вы видите с воды, была построена в тот период, когда крепость принадлежала Московии, а отдельные башни были возведены уже шведами. Крепость очень сильно пострадала в Великую Отечественную войну, и эти стены — восстановленные. Стены крепости, обращенные к Ладожскому озеру, по-прежнему лежат в руинах.

Около пристани расположена касса, а дальше — крепостные ворота, очень скромные по размерам, больше похожие на дверь, но с настоящим подъемным механизмом. Внутри крепости — широкий пустынный двор, заросший травой, руины и тюрьмы. В центре двора можно увидеть развалины тюремной церкви, внутри которой стоит мемориал защитникам Шлиссельбурга — памятник воинам и несколько абстрактных фигур, спаянных из немецкого оружия. Мемориал в Шлиссельбурге — один из самых пронзительных мемориалов Великой Отечественной войны, совершенно не производящий казенного впечатления. Неподалеку от церкви — фрагмент старой крепостной стены, возведенной еще новгородцами.

Но главная достопримечательность крепости, отличающая ее от, скажем, Копорья или Старой Ладоги — это тюрьмы. До революции в крепости было четыре тюрьмы, сейчас уцелело две. Руины тюрем "Зверинец" и "Большая тюрьма" расположены ближе ко входу, и если Большая тюрьма еще сохранила какие-то очертания, то Зверинец больше похож на скалы естественного происхождения.

У дальней стены крепости — Новая Тюрьма, построенная в XIX веке — мрачное двухэтажное сооружение со множеством камер, известная в первую очередь как место заключения народовольцев и эсеров. Эта тюрьма практически не пострадала в войну и дает представление о том, что ждало борцов с царской властью.

Слева от Новой Тюрьмы — вход в небольшой внутренний двор, в котором располагается Старая Тюрьма XVIII века. В этом одноэтажном здании всего около двух десятков камер, а самым известным ее узником был повешенный здесь же Александр Ильич Ульянов. В разных камерах Старой Тюрьмы восстановлен интерьер тюремной камеры разных эпох, и тенденция заставляет задуматься: если камера времен Екатерины Второй больше похожа на монастырскую келью, то в камере времен Николая Второго условия невыносимые.

Впрочем, Старая Тюрьма — еще не самая старая и не самая строгая. Если пройти ее насквозь, можно спуститься в подземные казематы Шлиссельбурга. Несмотря на то, что сюда проведено электрическое освещение, в казематах по-прежнему холодно, сыро, страшно. Первые узники этих казематов попали сюда еще при Петре Первом, в том числе жена императора Евдокия Лопухина и его сестра Мария Алексеевна. Позднее, когда появились более "цивилизованные" тюрьмы, помещение в подземелья стало равноценно смертной казни (которая за политические преступления в царской России была некоторое время неофициально отменена): после месяца или двух в кромешной темноте, тишине, полной изоляции любой революционер окончательно сходил с ума.

В целом, Орешек не зря получил прозвище "Русский Алькатрац". Вот только разница в том, что за всю с вою историю крепость не знала ни одного успешного побега, и выходили отсюда крайне редко. Шлиссельбург был единственной политической тюрьмой царской России, но не всякая тюрьма сталинской эпохи могла сравниться с "Русским Алькатрацем". В эпоху ГУЛАГа Орешек уже был музеем.

Музеи

Шлиссельбургская крепость "Орешек". Телефоны (812) 238-06-79; (813-62) 74-232, открыта в летнее время с 10:00 до 17:00, без выходных.

Музей истории города Шлиссельбурга. Телефон (813-62) 76-822, Малоневский канал, 2, работает с 10:00 до 17:00, кроме понедельника. Посвящен именно истории города (а не крепости), в частности, Ладожских каналов, ситценабивной фабрики и судоремонтного завода.

 Окрестности

Дорога Жизни2 — в окрестностях Шлиссельбурга проходила легендарная Дорога Жизни, спасшая в блокадном Ленинграде не одну сотню тысяч человек. По этой дороге, зимой по льду Ладожского озера, летом на кораблях, в Ленинград ввозили продовольствие, а из Ленинграда эвакуировали жителей. Во время войны эта дорога называлась Дорогой Смерти, так как путь по льдам озера был крайне опасен — ехали, например, с открытыми дверями, чтобы успеть выскочить из машины, если та пойдет под лед. Дорога была пущена 22 ноября 1941 года, и первоначально это был путь, отмеченный только кабелем военной связи. Позднее на дороге появились вешки, ремонтные базы, госпитали, а под конец ее существования возник даже проект пуска по льду троллейбуса, но раньше, чем это было сделано, в январе 1943 года, блокада была прорвана. Всего по Дороге Жизни в Ленинград было ввезено 360 тысяч тонн продовольствия и вывезено полмиллиона человек. Вдоль Дороги Жизни воздвигнуты многочисленные мемориалы, входящие в Зеленый Пояс Славы вокруг бывшего Ленинграда.

Приютино — памятник детям, погибшим в годы блокады. Наиболее сильное впечатление производит копия текста дневника 11-летней Тани Савичевой, где девочка ведет безжалостную хронику гибели своей семьи. Здесь же — мрачные стелы и каменный цветок с лицом мальчика, который тянется к Солнцу.

Коккорево (координаты 60°04´ с.ш., 31°04´ в.д.) — самый интересный и необычный мемориал Дороги Жизни, знаменитый памятник Разорванное Кольцо. Здесь, где дорога уходит прямо в воду Ладоги, сооружены две полуарки, действительно имеющие форму лопнувшего обода или разорванного кольца. На самой дороге намертво впечатаны в бетон следы от колес грузовой машины.

Музей Дороги Жизни расположен в четырех километрах от Коккорево, и здесь представлены машины, самолеты и корабли, курсировавшие по Дороге Жизни. Также здесь расположен самый высокий на Ладоге Осиновецкий маяк, вход на который, впрочем, воспрещен.

Река Нева2 — уникальная река, так как при длине всего 79 километров, Нева имеет расход воды более 3000 м3/с (это примерно в три раза больше, чем в таких реках, как Дон, Ока или Днестр). Нева вытекает из Ладожского озера в районе Шлиссельбурга, на островах дельты Невы стоит Санкт-Петербург. По Неве проходят все туристические суда, отправляющиеся вглубь континента из Санкт-Петербурга. На Неве стоят два исторических города: Санкт-Петербург (устье) и Шлиссельбург (исток).

Ладожское озеро3 (Нево) — будет отдельная страница.

 Практическая информация

Время московское.

Телефонный код: 813-62.

Проезд.

Из Санкт-Петербурга в Шлиссельбург ходят автобусы и маршрутные такси от станции метро "Улица Дыбенко" (конечная на четвертой — "розовой" — ветке метрополитена). До станции Петрокрепость можно добраться на электричке с Ладожского вокзала. Между Петрокрепостью, Орешком и Шлиссельбургом курсирует паром "Айгюн", перевозящий в первую очередь организованные группы, к которым вы можете присоединиться — в сезон и в выходные отправляется каждые полчаса-час. Расписания электричек и автобусов тут: Санкт-Петербург, Ленинградская область.

На автомобиле : Почти из любой точки России — через Петербург и далее 30 км по М18 (Мурманское шоссе).

Питание.

  • Ресторан Альянс, улица Жука, 1.
  • Ресторан Петровский, Староладожский канал, 1.
  • Кафе-экспресс Тосненский, улица 1 мая, 20.
  • Шашлычная, улица 1 мая, 2.

Размещение. Гостиница Петровская, Староладожский канал, 1, (813-62) 76-232.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии

Памятник защитникам Шлиссельбурга. 
            Фото: Илья Буяновский

Памятник защитникам Шлиссельбурга. Фото: Илья Буяновский

Новая Тюрьма. 
            Фото: Илья Буяновский

Новая Тюрьма. Фото: Илья Буяновский

Старая Тюрьма. 
            Фото: Илья Буяновский

Старая Тюрьма. Фото: Илья Буяновский

Внутренний двор крепости. 
            Фото: Илья Буяновский

Внутренний двор крепости. Фото: Илья Буяновский


 © Фото авторов

 
На главную 47rus Замечания English

Автор страницы: Илья Буяновский. Последнее обновление: 17.11.06.
2006 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.