К описаниям 50rus Замечания English
Московская область — 50rus
город Москва — 77rus

КАНАЛ имени МОСКВЫ 3


 Общие сведения

Проекты соединения реки Москвы с Волгой начали рассматриваться со второй половины XVII века. Инженерная мысль того времени не смогла решить эту задачу, поэтому к прокладке канала приступили только в 1825 году, когда по указанию Николая Первого было решено соединить Москву-реку с Сенежским озером и далее с Волгой. За 20 лет был прорыт 8.5-километровый канал, возведены три шлюза и перекрыта плотиной река Сестра. Построенная вскоре Николаевская железная дорога перехватила основной грузопоток, и канал оказался ненужным. Сейчас остатки его строений можно осмотреть недалеко от города Солнечногорска.

В начале 30-х годов ХХ века московский водопровод перестал удовлетворять растущим запросам города. Река Москва уже не справлялась с текущим водопотреблением, которое, согласно генеральному плану развития Москвы, в скором времени должно было увеличиться в несколько раз. Согласно этому же плану, в ближайшую пятилетку должна была значительно увеличиться доля водного транспорта в грузообороте Москвы. Решением этих двух задач должен был стать канал Москва-Волга, проектированием которого занялось в 1931 году управление Москаналстроя. Были рассмотрены три варианта соединения Волги с рекой Москвой — Шошинский, Старицкий и Дмитровский. По всем показателям Дмитровский вариант оказался более выгодным, и уже в конце 1932 года на некоторых участках закипела работа.

Cтроительство канала продолжалось 4 года и 8 месяцев, с 1932 по 1937 год силами заключенных КаналЛага. Были построены 240 искуственных сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 19 мостов, 3 главные пристани, а также многочисленные пристани местных линий. Вся система сооружений канала проектировалась с расчетом на минимальный расход энергии. Было установлено самое современное оборудование, управление механизмами и затворами централизовано на одном пульте. Классический архитектурный стиль был выдержан у всех сооружений канала, отделка велась ценными природными материалами. Каждый шлюз и прилегающая к нему территория получили свое оформление. Особенно изящным получилось здание Северного речного вокзала (архитекторы Алексей Михайлович Рухлядев и Владимир Федорович Кринский, скульптор Иван Семенович Ефимов). Оно построено в стиле "сталинского классицизма", своим видом напоминает корабль, украшенный сверху мачтой-шпилем. Вдоль здания расположены аркады и галереи, в торцах находятся два фонтана. Украшением башни является пятиконечная звезда из самоцветов, которая в до 1930-х годов находилась на Спасской Башне Московского Кремля. Наиболее интересны колонны при входе в здание вокзала — на них расположены круглые мозаичные панно с изображением достижений советской промышленности 30-х годов. К сожалению, время и отсутствие надлежащего ухода не пощадило этот памятник советской архитектуры. Сейчас многие декоративные элементы фасада утрачены, краска облупилась, внутренние помещения утратили первоначальный интерьер.

2 мая 1937 года судоходство по каналу открыла флотилия теплоходов и катеров. С этого момента Москва стала портом трех, а затем и пяти морей. Канал до 1947 года не имел собственного имени, а к 800-летию столицы получил имя Канал имени Москвы. Общая протяженность канала от Волги до реки Москвы 128 км. Из них 19.4 км канал проходит по водохранилищам и 108.6 км искусственным руслом. Волжская вода поднимается на 38 метров, проходит водохранилища, а после Химкинского самотеком опускается на 36 метров в реку Москву.

 Что смотреть

Шлюз №3. Фото: Марина Егорова

Шлюз №3. Фото: Марина Егорова

Время на осмотр: не меньше дня (не включая окрестности).

Канал интересен своими живописными просторами и уникальными гидротехническими сооружениями.

Трасса канала начинается от города Дубна на Большой Волге, рядом расположено Иваньковское водохранилище, образовавшееся в 1937 году после того, как Волга была перегорожена плотиной и разлилась на 327 кв.км., а ее воды стали использоваться Иваньковской ГЭС. Водохранилище получило название Московское море и предназначено для снабжения Москвы волжской водой. Шлюз №1 (арх. Белдовский) расположен на Иваньковском гидроузле, суда, пройдя через него, поднимаются на 6 метров над уровнем Волги. Рядом установлен гигантский памятник Владимиру Ильичу Ленину (скульптор Сергей Дмитриевич Меркуров), до 1960 года напротив него был такой же памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину. Первые километры канал идет по насыпным дамбам, довольно высоко над болотистой равниной. На 16 км канала расположен шлюз №2 (арх. Лисицын), поднимающий воду на 6 метров, недалеко от него поселок Темпы, пристани Соревнование и Ударная. В этом районе ведутся торфоразработки. Канал здесь достаточно узкий, и для расхождения судов построены несколько уширений. Дальше по левому борту виднеются купола Дмитровского Кремля, канал разделил древний город на две части, его русло идет по бывшей Слободской улице. Дмитров недавно отметил 850-летие и признан самым благоустроенным городом Подмосковья. На правом берегу канала виден мемориальный крест, установленный в память о погибших строителях канала. И вот уже виден один из самых красивых шлюзов канала — шлюз №3 (арх. В. Я. Мовчан), который поднимает суда на 8 метров. Его башни украшают медные модели каравелл Колумба. Этот образ подчеркивает основную идею канала, соединяющего моря. На этом участке канал был рубежом обороны во время битвы под Москвой в декабре 1941 года. Слева, на Перимиловских высотах, установлен памятник советскому солдату. Отступая, наши войска взорвали железнодорожный мост под Яхромой, после войны он был восстановлен. Яхрома известна своей текстильной фабрикой. Шлюз №4 (арх. Александр Леонидович Пастернак) находится около деревни Парамоново, рядом с платформой Турист Савеловского направления, он обеспечивает подъем на 10 метров. Шлюз №5 (арх. Савицкий) в восьми километрах от четвертого, он поднимает суда на 6 метров. На выходе пятого шлюза установлена скульптура девушки с парусником, аналогичная расположенной перед Северным Речным Вокзалом. Автором обеих является скульптор Юлия Альбертовна Кун, фигуры символизируют Волгу и плывущие по ней суда. В шлюзе №6 (арх. Георгий Густавович Вегман), на Икшинском водохранилище, заканчивается подъем судов из Волги. Водохранилище образовано благодаря подпору реки Икши земляной плотиной. Рядом расположена станция Икша Савеловской железной дороги, с пешеходного моста, ведущего к ней, можно рассмотреть весь процесс шлюзования судов. Шлюз представляет собой камеру с двумя воротами-затворами, с одной стороны которой уровень воды значительно выше, чем с другой. Получается лестница, по которой корабль опускается либо поднимается. Судно проходит через одни из ворот, затем открываются противоположные, и уровень воды в шлюзовой камере выравнивается со следующей ступенью за счет принципа сообщающихся сосудов. После выхода из шлюза с правой стороны видны причалы водно-моторного клуба, а чуть дальше расположена пристань Речка Черная, до которой еще 2 года назад можно было добраться на скоростном судне Ракета. Далее суда проходят через Заградительные Ворота — специальные приспособления, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. В обычном состоянии они расположены на дне канала. В поднятом состоянии створки примыкают одна к другой, образуя водонепроницаемую стенку. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 мин. По обоим берегам Икшинского водохранилища расположены турбазы и дома отдыха. Следующее живописное водохранилище на пути к Москве — Пестовское. В его начале находится село Рождествено, с 1773 года усадьба Александра Васильевича Суворова, знаменитого полководца. В усадьбе сохранилась шатровая церковь Рождества Богородицы (1714) и часть приусадебного парка. Затем суда проходят пристани Зеленый мыс (сейчас там строится коттеджный поселок) и Хвойный бор (там бывают "зеленые стоянки" теплоходов с шашлыками и подвижными играми на воздухе).

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова

На востоке Пестовского водохранилища расположены пристани Тишково и Михалево. Тишково известно своим бальнеологическим санаторием, вдоль берега протянулись песчаные пляжи. Канал длиной 2.5 км соединяет Пестовское водохранилище с Пяловским, расположенным в долине реки Учи. Пристани Солнечная Поляна и Аксаково — популярные зоны отдыха, в Аксаково расположены два санатория, турбазы, детский лагерь. Турбазы предоставляют обустроенные домики, имеется прокат туристического снаряжения, спортивного инвентаря. На Пестовском водохранилище хорошая рыбалка. Пристань Витенёво связана с жизнью Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, проводившего здесь летние месяцы. Восточнее Пяловского находится Учинское водохранилище. Это водоохранная зона, туда нельзя заходить судам, запрещено купание и лов рыбы. Из него волжская вода идет на Восточную и Северную водопроводные станции, где фильтруется и поступает в московский водопровод.

Пяловское водохранилище соединяется узким каналом с Клязьминским, одним из самых крупных в Подмосковье. Сейчас оно стало центром водного спорта — белоснежные яхты и быстрые скутеры рассекают его гладь все лето, построены яхт-клубы и фитнес-центры, коттеджные поселки. Множество пристаней — Чивирево, Троицкое, Пирогово, Бухта Радости, Новосельцево принимают туристов различных пансионатов и турбаз. В Пироговском рукаве много детских летних лагерей.

Узкий коридор с высокими стенками, называемый "Глубокая выемка", соединяет Клязьминское водохранилище с Химкинским. После моста Дмитровского шоссе на правом берегу канала расположен поселок Хлебниково и судоремонтно-механический завод. Именно сюда приходят суда из Москвы на зимний ремонт и стоянку. После моста Савеловской железной дороги видна пристань Водники и одноименная станция. Дальше суда проплывают мимо города Долгопрудный, до 1957 года поселка Дирижабльстрой. В 30-е годы там располагался завод по строительству дирижаблей. Сейчас Долгопрудный активно расширяется, строятся новые микрорайоны, работают промышленные предприятия. Недалеко расположены аэропорты Шереметьево 1 и 2, над каналом лайнеры снижаются и заходят на посадку. Следующий город на пути к Москве — это Химки, известный своими оборонными предприятиями и Институтом Культуры. Теплоходы проходят под мостами Октябрьской железной дороги и кольцевой автодороги, слева расположен храм Косьмы и Дамиана (1730). Следующий мост Ленинградского шоссе, справа уже виден микрорайон Тушино, а слева — Северный Речной порт. И вот шпиль Северного Речного Вокзала, в его здании находятся ресторан "Волга", а также офис "Столичной Судоходной Компании", где с конца марта можно приобрести путевки на летние круизы. Рядом с вокзалом живописный парк, в котором в 2003 году проходил первый фестиваль цветников. Здесь заканчиваются маршруты большинства круизных судов и начинается южный склон канала, обеспечивающий спуск к реке Москве. Шлюзы 7 и 8 (архитектор Владимир Федорович Кринский) в Щукино опускают суда на 30 метров, девятый, в районе Кунцева, на 6 метров. При перепаде вырабатывается электроэнергия на Сходненской гидроэлектростанции. Канал завершается рядом гидроузлов и плотин.

 Окрестности

Дубна1. Координаты 56°44´ с.ш., 37°10´ в.д. Город, население 61 тысяча человек (2002). С 1947 года рабочий поселок Дубно; с 1956 года город; в 1958 году образован город Иваньково, вошедший в 1960 году в состав Дубны. Известна своим Объединенным Институтом Ядерных Исследований, где был построен первый советский синхрофазотрон для ускорения элементарных частиц. Сейчас Дубна официально получила статус наукограда, город привлекает своими тихими зелеными улочками и волжскими пейзажами. В районе Дубны Ратмино сохранились остатки (фактически фундамент) усадьбы князей Вяземских и церковь Похвалы Богородицы (1827). В городе есть также музей археологии и краеведения (в институтской части, Моховая улица, 11, телефон (8496) 2-25-56). Проезд из Москвы до станции Дубна (от Савеловского вокзала, экспресс в пути 2 часа, два раза в сутки по рабочим дням, три раза в сутки по выходным; обычная электричка — 2 часа 40 минут).

Дмитров3 — будет отдельная страница.

Яхрома1. Координаты 56°18´ с.ш., 37°29´ в.д. Город, население 12 400 (2006). Основана в 1841 году как поселок при суконной фабрике; город с 1940 года. Памятник советскому воину на Перемиловских высотах, Троицкая церковь (1892—1895, арх. Родионов, в бывшем селе Круглине) с колокольней, Вознесенская церковь (конец XIX века, арх. Кампорези) в Перемилове. Проезд из Москвы до станции Яхрома с Савеловского вокзала либо на машине, 62-й км Дмитровского шоссе.

Волен и Сорочаны — горнолыжные курорты с оборудованными трассами. Есть прокат снаряжения, гостевые домики. 63-й км по Дмитровскому шоссе, поворот по указателям.

Деденево1. Координаты 56°15´ с.ш., 37°31´ в.д. Сохранились остатки усадьбы Головиных — деревянная хозяйственная постройка и парк. В километре севернее, на вершине холма, сохранились постройки основанного тут в 1861 году Спасо-Влахернского монастыря. В центре ансамбля Спасская церковь (1798—1811, реконструирована 1843—1850) с пристроенной романской (!) колокольней (1886, арх. Никитин). Имеются также церковь Нечаянной Радости, монастырские корпуса и хозяйственные постройки. Проезд из Москвы: 59-й км Дмитровского шоссе либо электричкой с Савеловского вокзала до платформы Турист.

Рождествено-Суворово1. Координаты 56°07´ с.ш., 37°37´ в.д. В XVII—XVIII веках принадлежало князьям Барятинским, с 1773 года — Суворовым, сначала отцу, а потом Александру Васильевичу, знаменитому полководцу. В усадьбе сохранились шатровая церковь Рождества Богородицы (1714), образец московского барокко, и часть приусадебного парка. Церковь восстановлена Святославом Николаевичем Федоровым, рядом на кладбище его могила. Проезд до 55-го км Дмитровского шоссе.

Никольское-Прозоровское1. Координаты 56°05´ с.ш., 37°37´ в.д. Находится в глубине леса, недалеко от пристани Зеленый Мыс, сохранились остатки усадьбы XVIII века Николо-Прозорово, построенной генералом Александром Александровичем Прозоровским. Сохранились действующая Никольская церковь (1792, архитектор круга Матвея Федоровича Казакова) и заброшенный усадебный дом с флигелями середины XIX века. В настоящее время реставрируется, осмотр усадьбы невозможен.

Марфино. Рождество-Богородицкая церковь (1701—1707).
         Фото: Денис Кабанов

Марфино. Рождество-Богородицкая церковь
(1701—1707). Фото: Денис Кабанов

Марфино2. Координаты 56°04´ с.ш., 37°34´ в.д. Впервые упоминается в 1585 голу как село Шибрино, принадлежащее дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову. В конце XVII века село попало к Борису Алексеевичу Голицыну, уже под названием Марфино, а затем — к графам Салтыковым. Здесь часто бывал, а после своей отставки безвыездно жил и умер фельдмаршал Петр Семенович Салтыков. Впоследствии Марфиным владели Владимир Григорьевич Орлов и графы Панины. При Голицыне крепостной архитектор Белозеров, предварительно специально командированный в Париж для изучения всевозможных наук, построил Рождество-Богородицкую церковь (1701—1707). Со времен Салтыкова сохранились зимняя Петропавловская церковь (1770-е годы, перестроена в 1830-е, арх. Михаил Доримедонтович Быковский), псарни, конный двор и каретный сарай (XVIII век), все в стиле классицизма, а также парк с регулярной и пейзажной частями. В парке находятся две беседки: ротонда и двухэтажная беседка. Наконец, в 1837—1839 годах приглашенный графиней Паниной архитектор Михаил Доримедонтович Быковский выстроил здание усадьбы — дворец с флигелями, "готический мост" и въездные ворота, все в стиле псевдоготики. В России и вообще-то готики немного, а уж целый хорошо сохранившийся готический ансамбль николаевских времен всего один — в Марфино. В настоящее время в усадьбе расположен военный санаторий, осмотр возможен только при заказе пропуска. Марфино расположено в четырех километрах от станции Катуар Савеловского направления железной дороги, проезд автобусом от станции.

Федоскино2. Координаты 56°03´ с.ш., 37°35´ в.д. Село известно своей лаковой миниатюрой с XVIII века. Это один из четырех центров лаковой миниатюры в России (остальные три — Палех, Холуй и Мстëра). В отличие, скажем, от Палеха, Федоскино никогда не было иконописным центром и до конца XVIII века не имело никаких художественных традиций. Промысел был открыт в 1795 году купцом Коробовым, который сначала начал производить лакированные козырьки для фуражек, а в 1798 году открыл фабрику по производству расписанных лаком табакерок, на которую позже пригласил немецких мастеров из Брауншвейга. После смерти Коробова фабрика перешла к его зятю Лукутину, и производимые табакерки и шкатулки стали называться "лукутинскими". В 1904 году фабрика закрылась, а в 1910 году была открыта артель миниатюрной живописи. Сейчас работают художественная школа и фабрика миниатюры, образцы которой представлены в Московском областном музее народных художественных промыслов (телефон (495) 577-85-45, 9-16 кроме субботы и воскресенья). Также сохранилась деревянная Никольская церковь (1875—1877) в псевдорусском стиле. Село находится недалеко от пристани Аксаково, выше по реке Уча. Добраться можно от станции Катуар рейсовым автобусом.

Жостово1. Координаты 56°01´ с.ш., 37°39´ в.д. Находится в 4-х км от Пироговского водохранилища, центр народных промыслов, основанных в 1830-е годы. Жостовские подносы, украшенные замысловатыми цветочными узорами, известны далеко за пределами Подмосковья. При артели, производящей подносы, имеется музей.

Долгопрудный1. Координаты 55°56´ с.ш., 37°31´ в.д. Город, население 68 тысяч человек (2006). В 1931 году около станции Долгопрудная началось строительство первой в СССР дирижаблестроительной верфи (производство дирижаблей закончено в 1938 году). В 1935 году Дирижабльстрой получил статус рабочего поселка, в 1938 году переименован в Долгопрудный, а в 1957 году стал городом. Можно посетить историко-краеведческий музей (улица Циолковского, 3, (495) 576-42-36, с понедельника по пятницу с 11 до 19, в субботу с 11 до 16). В городе расположены Спасская церковь (1684, бывшее село Котово) в северной части города, около платформы Водники; деревянная Георгиевская церковь (1992—1994, бывшее село Тарбеево, восстановлена в формах церкви 1774 года, у канала в западной части города); деревянная Сергиевская церковь (1893, в южной части города, больше километра к юго-западу от платформы Новодачная), а также усадьба Мысова с домом XIX века и парком (северо-западная часть города, у канала). Проезд до станции Долгопрудная Савеловского направления либо автобусом от станции метро Речной Вокзал.

 Практическая информация

Время московское.

Лучший сезон. Судоходство на канале открыто с мая по сентябрь, лучшее время для круизов середина июня — длинный день и белые ночи позволяют насладиться пейзажами за бортом во всей красе. Вода в водохранилищах прогревается обычно к середине июля, купальный сезон около месяца. Зимой вдоль канала проложены лыжные маршруты, популярен подледный лов рыбы.

Проезд. Водный транспорт: От Северного Речного Вокзала (Ленинградское шоссе, 51, тел. (495) 457-40-50) на теплоходе Ракета можно добраться до пристаней Горки, Водники, Новосельцево, Аксаково, Тишково, Бухта Радости. Летом в выходные дни могут назначаться дополнительные рейсы, а по расписанию Ракета ходит 4 раза в день. Желающих уплыть в выходные очень много, лучше приходить заранее, чтобы гарантированно попасть на судно (билеты продаются в салоне). Время в пути около часа.

На теплоходе Москва можно совершить прогулку по Химкинскому водохранилищу, летом они регулярно отправляются от причалов Северного Речного Вокзала. Также есть пятичасовой маршрут до пристани Бухта Радости с выходом на берег на два часа.

С мая по середину сентября в рейс уходят круизные теплоходы, продолжительность поездки от трех дней до двух недель. Канал имени Москвы теплоход проходит за день. Рейсовая линия Москва-Астрахань с 2006 года становится круизной, но цены на нее будут дешевле за счет того, что путевки продаются без питания и экскурсий.

Железная дорога Савеловского направления идет параллельно каналу, по ней можно добраться до Долгопрудного, Икши, Яхромы, Дмитрова, Дубны. В выходные дни электрички ходят каждые 15 минут.

На автобусе можно доехать до зон отдыха на канале.

  • Автобус 302: метро Алтуфьево - Троицкое;
  • Автобус 438: метро Медведково - Клязьминский пансионат;
  • Автобус 503: Абрамцевская улица - Поведники;
  • Автобус 22: Автостанция Мытищи (Ярославское направление) - Клязьминский пансионат;
  • Автобус 23: Автостанция Мытищи (Ярославское направление) - Пестово;
  • Автобус 26: Автостанция Мытищи (Ярославское направление) - Чиверево;
  • Автобус 26: Платформа Правда (Ярославское направление) - Тишково;
  • Автобус 36: Платформа Правда (Ярославское направление) - Тишково (через Степаньково);
  • Автобус 30: Станция Катуар (Савеловское направление) - д/о Аксаково;
  • Автобус 36: Станция Лобня (Савеловское направление) - Новосельцево.
Расписание автобусов можно найти на этом и на этом сайте.

На автомобиле : из Москвы вдоль канала идет Дмитровское шоссе А104 Москва - Дмитров - Дубна.

Размещение.

  • Пансионат Березовая Роща: Московская область, 10 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, Мытищинский район, п/о Марфино, хоз.зона Аксаково. Телефоны (495) 577-96-63, 577-96-29.

  • Пансионат Аксаковские Зори: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино. Телефон (495) 577-95-77.

  • Турбаза Саракс: Московская область, Мытищинский район, Протасово. Телефон (495) 993-78-09.

  • Пансионат Клязьма: Московская область, Мытищинский район, п/о Троицкое, поселок Поведники. Телефон (495) 408-98-33.

  • Санаторий Тишково: Московская область, Пушкинский район. Телефоны (495) 993-36-08, 792-00-49.

  • Санаторий Марфино: Московская область, Мытищинский район, поселок Марфино. Телефоны (495) 577-85-49, 577-85-60.

  • Пансионат Русь: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино, Аксаково. Телефон (495) 577-96-30.

  • Пансионат Клязьминское водохранилище: Московская область, Мытищинский район. Телефон (495) 588-83-19.

  • Пансионат Голубые Дали: Московская область, Мытищинский район, п/о Марфино, Аксаково. Телефон (495) 577-95-44.

  • Горнолыжный курорт Волен: Московская область, Яхрома, Троицкая улица, 1. Телефон (495) 993-95-02.

  • Горнолыжный курорт Сорочаны: Московская область, Дмитровский район, деревня Курово. Телефон (495) 788-85-44.

 Дополнительные ресурсы

 Фотографии — Канал

Дмитров с воды. Фото: Марина Егорова

Мост Дмитровского шоссе. Фото: Марина Егорова

Яхромский мост. Фото: Марина Егорова

Яхромский мост. Фото: Марина Егорова

Шлюз №4. Фото: Марина Егорова

Шлюз №4. Фото: Марина Егорова

Шлюз №5. Фото: Марина Егорова

Шлюз №5. Фото: Марина Егорова

Шлюз №5. Фото: Марина Егорова

Шлюз №5. Фото: Марина Егорова

Скульптура у шлюза №5. Фото: Марина Егорова

Скульптура девушки с парусником у шлюза №5. Фото: Марина Егорова

Шлюз №6. Фото: Марина Егорова

Шлюз №6. Фото: Марина Егорова

В шлюзе №6. Фото: Марина Егорова

В шлюзе №6. Фото: Марина Егорова

Шлюзование. Спуск. Фото: Марина Егорова

Шлюзование. Спуск. Фото: Марина Егорова

Ворота и мост шлюза №6. Фото: Марина Егорова

Ворота и мост шлюза №6. Фото: Марина Егорова

Ворота шлюза. Фото: Марина Егорова

Ворота. Фото: Марина Егорова

Пристань Речка Черная. Фото: Марина Егорова

Пристань Речка Черная. Фото: Марина Егорова

Заградительные ворота. Фото: Марина Егорова

Заградительные ворота. Фото: Марина Егорова

Пристань Хвойный Бор. Фото: Марина Егорова

Пристань Хвойный Бор. Фото: Марина Егорова

Пристань Степаньково. Фото: Марина Егорова

Пристань Степаньково. Фото: Марина Егорова

Пристань Новосельцево. Фото: Марина Егорова

Пристань Новосельцево. Фото: Марина Егорова

Берега канала. Фото: Марина Егорова

Берега канала. Фото: Марина Егорова

Берега канала. Фото: Марина Егорова

Берега канала. Фото: Марина Егорова

Долгопрудный с воды. Фото: Марина Егорова

Долгопрудный с воды. Фото: Марина Егорова

Мост Октябрьской железной дороги. Фото: Марина Егорова

Мост Октябрьской железной дороги. Фото: Марина Егорова

Химки. Церковь Косьмы и Дамиана (1730). Фото: Марина Егорова

Химки. Церковь Косьмы и Дамиана (1730). Фото: Марина Егорова

Скульптура на берегу канала. Фото: Марина Егорова

Скульптура на берегу канала. Фото: Марина Егорова

Насосная станция. Фото: Марина Егорова

Насосная станция. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Порт. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Порт. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал, вид с воды. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал, вид с воды. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова   Панно колонны Северного Речного Вокзала. Фото: Марина Егорова

Северный Речной Вокзал. Фото: Марина Егорова

Парк Северного Речного Вокзала. Фото: Марина Егорова

Парк Северного Речного Вокзала. Фото: Марина Егорова

Теплоход. Фото: Марина Егорова

Теплоход. Фото: Марина Егорова

Ракета. Фото: Марина Егорова

Ракета. Фото: Марина Егорова


 © Фото авторов

 Фотографии — Окрестности

Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Богородицы 
            (1714). Фото: Денис Кабанов

Рождествено-Суворово. Церковь Рождества Богородицы (1714). Фото: Денис Кабанов

Марфино. Петропавловская церковь 
            (1770-е годы, перестроена в 1830-е). Фото: Денис Кабанов

Марфино. Петропавловская церковь (1770-е годы, перестроена в 1830-е). Фото: Денис Кабанов

Федоскино. Никольская церковь 
            (1875—1877). Фото: Денис Кабанов

Федоскино. Никольская церковь (1875—1877). Фото: Денис Кабанов


 © Фото авторов

 
К описаниям 50rus Замечания English

  Автор страницы: Марина Егорова. Редакторская правка: Ярослав Блантер. Фото: Марина Егорова, Денис Кабанов. Дополнения: Ярослав Блантер, Илья Гапиенко. Последнее обновление: 17.03.06.
  2006 © Путеводитель по России. Все права принадлежат авторам.