Архив заседаний Секции средней школы
Московского математического общества
и московского научно-практического семинара
"Школьное математическое образование"

Последние изменения/Last modified 21.03.2003.


2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

2002-2003 учебный год


ВНИМАНИЕ! Место проведения заседаний изменилось! Теперь они проходят в Большой психологической аудитории старого здания МГУ.

(Идти от "Охотного ряда"; не доходя до дома 11 по ул. Моховой, свернуть направо в проход, во дворе повернуть налево и идти вдоль здания до подъезда с вывеской - лабораторный корпус факультета психологии МГУ.)

Вход по пропускам. Не имеющие пропуска должны заранее записаться по телефону 939-32-81 и обязательно иметь при себе паспорт.)


17 апреля 2003 года

О.С. Ивашев-Мусатов (МГУ, Москва)
"Геометрия в 5 и 6 классах"

Многие учащиеся с трудом осваивают понятие прямой, которое вводится как бесконечное продолжение отрезка. Поэтому целесообразно вначале ограничиться геометрией в конечной части плоскости. Автор предлагает такой путь изложения первых глав геометрии.


Следующее заседание состоится в четверг 16 октября 2003 года

20 февраля 2003 года

Н.Х. Розов (МГУ, Москва)
"Компьютер и преподавание математики"

Доклад посвящен вопросам методики использования современных информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе.


19 декабря 2002 года

Н.Х. Розов (МГУ, Москва)
"Перечитывая Киселева..."

В декабре с.г. исполняется 150 лет со дня рождения замечательного педагога А.П. Киселева, автора известнейших школьных учебников по математике. Какие уроки мы можем сегодня извлечь из анализа этих учебников?


21 ноября 2002 года

Е.А. Григорьев, В.Ю. Королев, В.С. Панферов, В.Г. Ушаков (МГУ, Москва)
Проблемы тестирования школьников по математике

На опыте материалов ЕГЭ по математике анализируется содержание и методические особенности задач, обсуждается перспектива совершенствования тестов по математике


17 октября 2002 года

К 90-летию со дня рождения
РОСТИСЛАВА СЕМЕНОВИЧА ЧЕРКАСОВА

К 90-летию со дня рождения видного ученого в области методики преподавания математики, известного организатора школьного математического образования РОСТИСЛАВА СЕМЕНОВИЧА ЧЕРКАСОВА (1912 - 2002).


2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

2001-2002 учебный год


18 апреля 2002 года

Л.Я.Боревский (Москва)
Современный компьютерный образовательный продукт и его применение в учебном процессе.

Будет продемонстрирована работа с конкретным современным образовательным продуктом - электронным "Пособием по математике для поступающих". Предполагается обсудить методику использования подобных продуктов.


21 марта 2002 года

ВСТРЕЧА С РЕДАКЦИЕЙ ЖУРНАЛА "МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ".

Издатели познакомят с методикой работы журнала и планами редакции, особенно в связи с обсуждаемыми сейчас соображениями по модернизации преподавания математики в школе. Желающие приглашаются высказать свои суждения о содержании журнала и конструктивные предложения.


21 февраля 2002 года

Г.В.Тихомиров (Москва)
Система тестового контроля во Всероссийской школе "Авангард".

Будет рассказано о методических концепциях и организационных принципах работающей в Москве Всероссийской школы "Авангард", о содержании ее программ обучения по математике и физике.


20 декабря 2001 года

И.М. Смирнова (Москва)
Курс геометрии в профильных классах.

Предполагается обсудить содержание и методику преподавания геометрии в классах естественно-научного, гуманитарного и общеобразовательного профиля средней школы. Будет рассказано о методических концепциях и содержании новых учебников по геометрии, созданных докладчиком для учащихся различных профильных классов.


15 ноября 2001 года

Е.В. Ильченко (Москва)
И.Г.Петровский - математик, педагог, ректор. (К 100-летию со дня рождения.)

18 января 2001 г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного математика, блестящего педагога, долголетнего ректора МГУ, крупного организатора образования в России Ивана Георгиевича Петровского. Будет рассказано о том неоценимом вкладе, который И.Г.Петровский внес в науку, постановку преподавания математики, историю Московского университета и развитие образования в стране.


19 октября 2001 года

С.А. Кругликов (Москва)
Разработка методики использования компьютерных и мультимедийных продуктов в образовательном процессе.

Актуальная сегодня проблема компьютеризации среднего образования состоит не только (и не столько) в оснащении школ вычислительной техникой. Серьезно тревожит фактическое отсутствие разработок по общей методике практического применения информационных технологий и компьютерных образовательных продуктов в учебном процессе.


Это заседание секции и семинара будет первым в текущем учебном году. Следующее заседание состоится в четверг 15 ноября 2001 года
2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

2000-2001 учебный год


19 апреля 2001 года

Е.Б. Федоров (Москва)
Тесты: история, состояние, возможности

Сегодня в школьную практику все шире входят различные тесты. Доклад посвящен истории возникновения теста, описанию развития различных форм тестирования и обсуждению их роли и возможностей в учебном процессе.


15 марта 2001 года

Л.Я. Боревский (Москва)
Что такое современный компьютерный образовательный продукт и как его использовать в учебном процессе?

В школьную практику входят современные образовательные технологии, использующие информационные, компьютерные и мультимедийные образовательные продукты. Предполагается продемонстрировать конкретный учебный продукт и обсудить методику использования подобных продуктов.


15 февраля 2001 года

Е.А. Лякин (Москва)
Постановка курса математики в классах с экономической направленностью

Предполагается рассказать о содержании возможной программы по математике для экономических классов и о методике изложения материала различных ее разделов (в частности, задачи линейного программирования).


21 декабря 2000 года

С.В. Дворянинов (Самара)
О функциях, графиках, пределах

Часто график "произвольной" функции можно строить ... по линейке! Как находить точки, которые при этом следует соединять отрезком? Предагается также единообразное описание изменения аргумента и функции, что позволяет сформировать у учащихся наглядное представление о пределе функции и напрямую приводит к фрагментам графика.


16 ноября 2000 года

IX Международный конгресс
"Математическое образование" (Япония, 2000 г.)

Участники конгресса расскажут о его программе и содержании работы секций, о наиболее интересных докладах и выступлениях участников, об итогах и принятых решениях.


19 октября 2000 года

Всероссийская конференция
"Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков" (Дубна, сентябрь 2000 г.)

Участники конференции расскажут о ее программе и содержании работы, о наиболее интересных выступлениях участников, об итогах и принятых решениях.


2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

1999-2000 учебный год


20 апреля 2000 года

И.Н.Фалина (Москва)

Профильные физико-математические классы: содержание и методика преподавания информатики.

Обсуждаются основные проблемы преподавания информатики в профильных классах. Анализируются существующие программы по информатике для физико-математических классов. Излагаются принципы разработанной автором выравнивающе-развивающей методики преподавания информатики.


16 марта 2000 года

В.Н.Федосеев (Москва)

Как ввести в школу основные понятия теории вероятностей и математической статистики?

Будет представлен вариант курса теории вероятностей и матстатистики для общеобразовательной школы. Предусматривается ознакомление с методами подсчета вероятностей событий (с помощью таблиц и графов), с дискретными и непрерывными случайными величинами и законами их распределения (плотность и функция распределения непрерывной случайной величин объясняется на основе жидкостной модели вероятности).


17 февраля 2000 года

Г.Д. Глейзер, Н.Х. Розов (Москва)

Проблемы информатизации школьного математического образования.

Сегодня в школьную практику все шире входят современные образовательные технологии, использующие информационно-компьютерные и мультимедийные учебные продукты. Созданием таких продуктов занимаются многочисленные организации. Предполагается обсудить вопрос о методике использования этих продуктов в учебном процессе и требования к ним.


16 декабря 1999 года

В.В. Афанасьев, Е.И. Смирнов (Ярославль)

Система профессиональной подготовки учителя математики в XXI веке.

Проблема профессионализации предметной подготовки учителя математики рассматривается в исторических, социальных, психологических и педагогических аспектах. Структурообразующими элементами системы выступают инновационные принципы


18 ноября 1999 года

Р.З. Гушель, Ярославский государственный педагогический университет.

"Вопросы реформирования математического образования на Московском совещании по средней школе (1899 г.)".

В 1899 году попечитель Московского учебного округа П.А.Некрасов (известный ученый-математик) собрал совещание по вопросу о реформе преподавания в средней школе. Подробно рассказано о материалах этого совещания, в частности, касающимся проблем преподавания математики в средних учебных заведениях России того времени.


21 октября 1999 года

Ю.В. Покорный, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой Воронежского государственного университета.

"Язык на уроках математики: исторические корни и парадоксы современности".

Язык школьной математики сложился в результате многочисленных терминологических и методологических правок. Он изобилует парадоксальными высказываниями, часто запутывающими простые для понимания вещи. Необходимо возвращение к исходному, интуитивно понятному смыслу терминов.


2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

1998-1999 учебный год


15 апреля 1999 года

Встреча с авторскими коллективами учебников по геометрии и по алгебре и началам анализа для средней школы (В.Г. Болтянский, И.Г. Вяльцева, Г.Д. Глейзер, С.М. Саакян).

Авторы рассказали о своей концепции школьных курсов геометрии и алгебры и начал анализа, о реализованной ими методике изложения материала, об особенностях их учебников и результатах педагогического эксперимента в школах.


18 марта 1999 года

Т.Т. Фискович, Ростовский-на-Дону государственный педагогический университет.

"Ускорение дедуктивной зрелости при обучении математике в школе и в вузе".

Обсуждались различные методические формы и приемы обеспечения ускорения формирования дедуктивной зрелости учащихся школ и студентов вузов в процессе обучения математике как необходимого элемента расширения и углубления их знаний.


18 февраля 1999 года

В.В. Афанасьев, профессор, ректор Ярославского государственного педагогического университета.

"О возможных подходах к введению стохастики в курс средней школы".

Обсуждалось возможное изложение в школе основ теории вероятностей и математической статистики с использованием графов. Особое внимание было уделено следующим вопросам: графы и вероятность; вероятность и числовые ряды; числовые ряды и измерение площадей.


17 декабря 1998 года

Младен Вилотиевич, профессор, доктор, декан учительского факультета Белградского университета (Югославия).

"Подготовка учительских кадров для преподавания в начальной школе".

Рассматривались специфические проблемы содержания и методики подготовки в высшей школе учителей для начальных классов с учетом пятилетнего опыта работы учительского факультета в Белграде.


19 ноября 1998 года

Встреча с авторским коллективом учебника: Б.П. Гейдман, Т.В. Ивакина, И.Е. Мишарина, "Математика" для 1-3 классов начальной школы.

Авторы рассказали о своей концепции курса математики в начальной школе, о содержании созданного ими учебника и методических установках, заложенных в его основу, об опыте его использования.


15 октября 1998 года

Я.С. Бродский, А.Л. Павлов, Донецкий государственный университет (Украина).

"Диагностика уровня математической подготовки учащихся школ".

Обсуждалось место диагностики в повышении качества и в создании стандартов математического образования. Авторы рассказали о своем опыте разработки средств диагностики, их апробации и совершенствования, а также о создании и использовании ими тестов в обучении и для измерения уровня математической подготовки учащихся.


2002-2003 | 2001-2002 | 2000-2001 | 1999-2000 | 1998-1999 | 1997-1998

1997-1998 учебный год


16 апреля 1998 года

Встреча с авторским коллективом учебников: С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин, "Арифметика" для 5 и 6 классов; "Алгебра" для 7 и 8 классов.

Авторы рассказали о своей концепции школьного курса арифметики и алгебры, о реализованной ими в своем курсе методике изложения материала, об особенностях их учебников и о результатах педагогического эксперимента - преподавания в школах по этим книгам.


19 марта 1998 года

Боголюб Маринкович, руководитель Клуба юных математиков "Архимедес" (Белград, Югославия).

К 25-летнему юбилею со дня основания югославского Клуба юных математиков "Архимедес".

Организатор и бессменный руководитель "Архимедеса", специально прибывший в Москву, рассказал об опыте этой организации в популяризации математических знаний, о работе с учащиимся и учителями, проведении математических соревнований, организации зимних и летних математических школ, лекционной и издательской деятельности.


19 февраля 1998 года

Дискуссия на тему: "Математическое образование гуманитариев".

Подробно обсуждались различные точки зрения и высказывались соображения относительно целей, содержания, объема, методики и форм преподавания математики в старших классах гуманитарного профиля (за исключением экономической специализации).

Выступили: А.В. Гладкий, Н.Х. Розов, Ю.В. Сидоров, И.М. Смирнова, Е.В. Шикин и другие.




К началу страницы

Обратно на главную страницу ССШ ММО

Обратно на "Учительскую страничку"

Если есть вопросы, замечания или предложения, пишите ответственному за страницу Секции средней школы ММО Диме Ботину по адресу .