Эстония
19–24 августа 2005

Впечатления записаны по горячим следам.
Фотографии добавлю попозже.

Опубликовано 25 августа 2005.

Исходно, видимо сие путешествие было на грани вояжа во времени (мои активные воспоминания 1971–84, а строго последние — 89 года) и попытки показать эти края человеку, который никогда тут не был.

Общие впечатления

Природа, конечно, почти не поменялась. Прежние места почти те же, антропоганый фактор сравнительно слаб. В городах местами сохранились целые улицы (Эльва), а местами посередине старого города вырос с десяток зданий из стекла и бетона, уместные тут примерно как памятники Церетели в Москве (Тарту). В деревнях начисто исчезли милейшие маленькие магазинчики — "в чьих недрах все, что смог произвести наш век от телескопа до булавки" — они уступили место стандартным супермаркетам разного размера и разных фирм.

К сожалению, почти начисто утрачена культура лавочек и мелких магазинчиков почти средневекового стиля. Также в былое отправились стада коров и то, что от них происходит — нет бесконечного разнообразия молочных продуктов с их удивительным вкусом. Почти утрачена традиция огромного кондитерского разнообразия — в Таллине даже проще найти свежую выпечку, чем в Тарту или Эльве.

Абсолютно незаметна в быту агрессия к русским или москвичам — видимо, увлечение словом "оккупация" уже проходит. Русских немало, народ спокойно относится в вопросу "Do you speak English or Russian?" Иногда даже кажется, что тем, кто по-русски не говорит, скорее неудобно за это... В музеях и многочисленных туристских проспектах пока еще хватает "теплых слов" в адрес 1940 и 1944-1990, но ощущение, что это уже из прошлого.

Транспорт поменялся сильно. Железные дороги в основном занимаются грузовыми перевозками. Пассажирских поездов в районе Тарту до смешного мало. Сообщение Тарту-Таллинн (как и многие иные) скорее автобусные, чем поездные. Автобусы есть, но тоже скорее втрое меньше, чем было (кроме основных линий типа Таллинн-Тарту-Таллинн или Тарту- Эльва-Тарту, где каждый час, а то и полчаса, ходит рейс). Очень много легковых машин (видимо, считается, что у всех есть), их сравнительно просто взять оную в аренду. Такси работает, но дорого.

Связь в основном сотовая. Звонки с сотового на сотовый гораздо более развиты, чем на городской или с городского. Покрытие, видимо, почти на всю Эстонию сделано.

Активно строятся дороги. Так, вокруг Тарту построена кольцевая объездная, местами сильно переделано шоссе Тарту-Валга (formed Tartu-Riia): например, оно обходит Эльву по новому участку длиной километров 5-7 качественной четырехполосной асфальтовой дороги.

Туристские услуги продуманы и разумно организованы. В крупных городах есть центры туристской информации, разумно отвечающие на вопросы и искренне желающие помочь.

По порядку.

День первый.

Поезд (единственный ныне в Эстонии) приходит в Таллинн разумно рано утром (8.27 по местному времени), и если бы не таможня в 4-5 утра, можно было бы спокойно жить. Мы оставили вещи в камере хранения вокзала, поменяли денег и отправились в старый город. (Там меньше 10 минут пешком, и, если в поезде или заранее запасти схему, то дальше легко.)

Правильно выйти на Ратушную площадь, поприветствовать Старого Томаса, после чего пройти три с половиной шага до площади Нигулисте, где на углу находится центр туристской информации. В оном центре можно получить необходимые ответы и советы, а, главное, купить Tallin card, предмет, который позволяет заходить во все музеи, ездить в транспорте, говорят, еще получать какие-то скидки где-то (мы не пробовали).

Дальше стОит проверить когда играет орган в Нигулисте, чтобы приурочить свое путешествие в это место ровно к этому времени (обычно, они играют 15 минут в час дня и иногда вечером). Дальше можно в любом порядке либо подняться в Вышгород по улице Пикк-ялг и посмотреть на Длинного Германа и окружающие его места, либо (и кажется лучше) пройти по улице Пикк до самого конца в другую сторону. По дороге забраться на церковь Олевисте (теперь это можно!!!) и посмотреть на старый город сверху, виды совершенно потрясающие. В конце улицы Пикк стоит башня Толстая Маргарита, в которой все хорошо и органично, и Морской музей, и вид с крыши, и внутренний дворик.

Дальше прогулка по старому городу и вокруг него в свободном режиме. Музеи и красивые дома попадаются совершенно без предупреждения. То есть, конечно, в дом Большой Гильдии и в Доминиканский монастырь зайти стОит, но можно и не делать того.

Неспешная и приятная прогулка по старому городу заняла у нас все время где-то с 9.30 до 17.00 с коротким перерывом на обед и кафе потом. В магазины мы почти не заходили.

Автовокзал досягаем с железнодорожного на двух транспортах, видимо, такси быстрее и проще, впрочем, там сейчас ремонт дороги, поэтому отменен прямой трамвай.

Нужный нам автобус в Тарту ходил раз в полчаса. На нем и поехали.

Автопилот в Тарту работает стабильно. К нужному месту я вышел почти с закрытыми глазами. Отель "Park Hotell" превзошел мои ожидания по степени своего домашнего уюта. Единственное, что мне не удалось за разумное время понять, это каков пароль и настройки WiFi в номере, поэтому за сеткой приходится ХОДИТЬ аж на первый этаж трехэтажного дома. То же с чайником — он на первом этаже.

День второй.

День 20 августа я не мог проводить нигде в ином месте, кроме Эльвы и ее ближних окрестностей (Муся была тем последним в мире человеком, который все это знал и понимал).

Мы приехали утренним (для нас, а так в 10 утра примерно) дизельком Тарту-Валга (точнее, Таллинн-Валга). Станции вспоминаются на раз. Вокзалы Тарту и Эльвы оставляют страшное, давящее, щемящее чувство преодоления былого могущества... Такое ощущение, что оба вокзала не ремонтировали с советских времен, просто я глазами ПОМНЮ оба эти оттенка цвета (на самом деле вместе с предыдущими, которые откроются взгляду после мастерка или растворителя).

Площадь центральная в Эльве и разговор с местной тетушкой (первой попавшейся на глаза) чуть вернули настроение и смысл. Площадь и настроение местных жителей не поменялись и поражают своей абсолютной домашностью. Изучение расписания автобусов огорчило — поездки на Лимнолоогию и в Отепя через Эльву не проще (а сложнее!), чем из Тарту, (хотя до обоих мест из Эльвы ближе)...

Дальше мы решили пройти сначала по лесу. Мимо кирхи ("знают только свои") через памятную дыру в заборе попадаем на пути жел.дор., близкую и родную с детства тропинку в "наш овраг" и "наш лесочек". Наташка первый раз в эстонских лесах, а я ехидничаю — то ли еще будет! — дальше через улочку, мимо сильно разросшегося крайнего дома и через пять минут мы уже стоим на той запруде, которую построили ради искоренения болота и пляжика на прудике... Теперь прудик подзарос, купаются только самые стойкие, при нас был только один дивный пес. Постояли чуть-чуть. Подстилку-то забыли взять, конечно!

Дошли тропинкой до Тихого озера. Посмотрели вокруг, посидели, отоварили пакетик кефира (нет! не все потеряно в местной молочной промышленности — кефир правильный!). Услышали шум стрельбища. Живо, значит — удачно!

Дальнейший путь не допускал вариантов — чуть вверх, резко вниз и через поле, в котором изжили кусты-деревья (так что теперь палит солнышко), где шла дорожка и был мостик. Но речка осталась, хуторок живет, правда, конечно, тракторов стало три и машин легковых на две больше (было, разумеется, 0).

На "пионерской полянке" жизнь кипит — там пять или шесть цивильных стоянок, с кострищами и чуть ли не с деревянными домиками, точнее, полудомиками (этакие навесы над столами и лавочками), при этом сортир, бывший там лет 20 тому назад был бы в стиле и уместен, однако оный сортир утрачен. Гриб посередине поляны оставил мало сомнений в отношении природы ко всяческим нововведениям...

Дальше мы легли на возвратный курс. Мы прошли малым полукругом — через бывший лимонадный заводик — такое ощущение, что совсем недавно он перестал работать по специальности, и пока не решили, что делать дальше. Хуторки чуть размножились и подросли, аккуратность прежняя и каждый хуторок сам по себе и не похож на соседей. Зашли в край Эльвы, сразу свернули с улицы Кярнери налево и маленькой улицей вышли на тот же край лесочка, потом я специально сделал круг и зашел на эльвасское кладбище — оно странным образом поменялось, утратилось ощущение парка и тишины от внешнего мира, а также связи времен. На тех самых местах, где были могилы старые, теперь захоронения последних 10-15 лет. Нечего и говорить, что все аккуратно, ухожено, тщательно оберегается (впрочем, оберегать почти не от кого).

После чего переезд, казавшийся мне далеко, оказался в трех минутах ходьбы, а улица Каастани (мне не удалось выяснить ее нового имени) ударила в нос чудовищной ностальгией... Чуть помогла совсем новая школа в парке справа почти в конце улицы. Роскошно строят, но не столь роскошно, как в Москве. Рыночная площадь узнаваема и по положению и рисунку. А на месте самого рыночка и его конторы — новый торговый центр, скорее уместный южных штатах... Но — теперь все и в России и в Эстонии — international... Впрочем, поесть в кафе мы уселись. Поели, недешево, прилично, коктейль даже с элементами отсутствия химии. На самом деле — еда приготовленная заранее в этом кафе только разогревается.

Ходить после обеда вообще непросто, так что я оттянул пляжную жизнь на проход через бывшую школьную столовую (она почти не поменялась, только летом не работает), и зеленый театрик (его какой-то добрый человек зачем-то снабдил указателем с шоссе, расширил сцену раза в два, да еще срубил три дивные ивы, которые отделяли его от маленького озера — в результате получилось что-то слишком большое и с плохим видом на озеро...). До пляжа дошли через правильное время. Идиотский домик на пляже снесли (и поделом ему), а мостки все оставили, только лестницы переделаны на более удобные и между мостками ВСЕ пространство объявлено лягушатником, который таким образом стал вдвое больше. Еще на пляже наконец восстановили давно бывшую там вышку для прыжков и поставили детскую горку, уходящую в воду на полметра...

Вода в озере вполне располагала — мы открыли сначала купальный (разумеется, этого путешествия), а потом и лодочный сезон.

Возвращение в центр города проходило по мемориальным местам, начиная с исторического (или доисторического?) гриба в парке — кто помнит времена, когда его не было! — проходя по бывшей улице 21 июня (нынче, разумеется, переименованной, как нам сказали в "Купальную"), я нашел почти неизменными все три дома, в которых мы когда-то жили, более того, в том, где больше всего — в доме 1 у Линды Михайловны — мы встретили нынешнюю хозяйку дома, которая вполне помнила, как ее мама купила этот дом много лет назад и один год приезжала и жила такая из Москвы... Марина, да Марианна! Михайловна... Вместо тераски — бетонный гараж, напротив которого вторые ворота (вместо любимого Мусей куста сирени — что ж, времена иные!), огорода нет тоже — кто же будет в наши времена в нем возиться, это Линда могла в свои почти 80 проводить в нем полдня, все время что-то копая, поправляя какие-то мелкие детали. Теперь на месте огорода — полудикий сад с яблонями. В те времена яблонь было не больше трех. Яблоки, впрочем, поспевают, и какой-то маленький огородик остался. Сарайчики в другом конце участка (судя по заваленности входов) тоже используются мало — иной век, однако.

Выйдя на площадь пересечения 3 (или даже 5) улиц, из которых только одна сохранила свое название, я осмотрелся, лишний раз порадовался, что кроме названий почти ничего не поменялось. Затем, осознав опасности для того детского сада ниже по улице Пикк (конечно, Кингисеппа — хуже!) я свернул направо к маленькому озерку, мимо которого и сейчас идет та круговая дорожка, вот только и тут какой-то болван вырубил деревья и кусты, и пейзаж стал идиотичнее... Мостик для уточек утратил перила, кроме того, мне он помнился деревянным, но тут скорее народ устал его переделывать раз в несколько лет... Мостик таперича бетонный, но утки готовы поглотить что дадут, и, скорее, привыкшие, что дают!

Кино, баня и старый гастроном-ресторан закончили бы мои впечатления от Эльвы, если бы мы не использовали сэкономленные по ходу дела 15-20 минут и не прошлись бы к старой водокачке и старой почте (ныне и давно — библиотеке) — все названные строение до смешного мало поменялись за истекшие годы, хотя некоторые новые детали (прежде не замеченные) я для себя открыл. Так, оказывается, что тот барак, который гордо назывался эльвасским кинотеатром, занял собою часть здания от пожарной конторы (это я знал), которая построила себе этот дом в 1907 году (чего я никогда не знал). Определено по флюгеру, но вряд ли стали бы вешать флюгер с годом, не являющимся годом постройки.

Дизелек обратно вдохновил меня поснимать остановки и дома вдоль ж-д, местами успешно, местами не очень...

Путь в Тарту был краток, прогулка по Тарту еще короче, но по милым привокзальным улочкам с Наташкиными фотоэкспериментами и пробой Vana Tallinn'a.

Вечером — краткий (10 минут) разговор с теткой — я ее поздравлять пытался, а послушал довольно интересный рассказ о том, чего я не знал.

День третий.

Пришла в голову идея аренды машины, пришла еще накануне, но теперь сильно укрепилась — после осознания того, что во многие места без машины за разумное время попасть от непросто, до полностью нереально. В воскресенье оказалось говорить почти бестолку. Единственная контора, которая ответила на формальный звонок, сообщила, что в Тарту не бывает машин с автоматической коробкой. Я поверил... почти.

Зато телефон причала ответил тут же и подтвердил мои знания. Мы начали авантюру, впервые проделанную нами 25 лет тому назад. Теперь ракета на остров Пийрисаар ходит три раза в неделю, а ракет на Псков, естественно, нет совсем. Сам пароход называется не "ракета" и не "комета", но "Polaris" (первый же попутчик сообщил, что в миру оный называется "Полесье" и делается в Белоруссии, о том же сообщала табличка при входе). Милый, хотя и слегка под градусом, попутчик лет 20 сообщил нам, что правильно ехать на крыше, чем мы оба раза и воспользовались. Корабль примерно половину времени летит по реке Эмайыги, а вторую половину — по Чудскому озеру. Ветер, виды, романтика и экзотика в одном флаконе...

На острове лошади сменились машинами и мотоциклами, а коровы утратились в процессе перехода от одной страны к другой... Магазинчик тот же с тем же ассортиментом (нет, конечно, на самом деле шире и приятнее, чем в далеком теперь 80-м). Та же церковь, тот же замечательный колодец-журавль, из которого я с удовольствием помог местному мужику извлечь ведер пять-шесть воды. Заодно поговорили. Нам рассказали про житие-бытье на острове с несколькими местными анекдотами-байками-преданиями.

Из нового на острове — современная пограничная вышка, нашпигованная антеннами да современное новое здание почты с афишей, что тут есть интернет.

Перед обратным отплытием мы позволили себе дивное купание в камышиных каналах на самом юге острова (за так называемой русской деревней, имени которой я так и не разобрал, а написанным никогда не видел) да залезание на вышку, подозреваемую мной в своей триангуляционности, а местными гражданами — в том, что "на птичек"...

Обратный путь был не хуже пути туда, только ветра было больше... Я даже в какой-то момент ушел вниз, а Наташка осталась получать свою порцию простуды...

По приезде в Тарту мы потратили часок на путь к одной из контор, дающих машины в прокат. Контора оказалась закрытой, район малоинтересным, а машины на поднятую руку не останавливались совсем. Кончилось дело небольшой прогулкой обратно (примерно на треть пути), а потом экскурсией на рейсовом автобусе в заречную часть Тарту.

Сходили поесть в один из самых мажорских ресторанов города, там переждали чудовищный ливень — но очень короткий — и вернулись в наши апартаменты, отходя ко сну в блаженном неведении своих завтрашних планов.

День четвертый.

Намеченные вечером для обзвона пара контор обрадовали нас наполовину — одна сказала, что теперь в Тарту нет никаких машин, а в другой милый мальчик через слово говорил, что он очень торопится, с третьей попытки мы поняли, что все обещанные на сайте машины в наличии есть, а мальчик не понимает, какие бывают вообще, а какие из них автоматы... Договорились, что нам дают Оpel Corsa за 650 крон и мы придем через час ("только не опаздывайте, очень прошу!") Поменяв по дороге денег, дошли по известному адресу через 50 минут. Небольшое здание сплошь из разных контор, ничего похожего на нужное нам не видно, стоянка машин есть, но неясно, они ли сдаются, да и обещанной нам среди этих трех рядов машин явно нет... Звоним. Тишина. Звоним. Тишина. Звоним, долго ждем... Отвечает наш занятой собеседник. Выясняется, что на сайте-то они в Тарту, а на местности — нет. И в Тарту у него сейчас машин нет совсем никаких, а есть в каком-то городе, названия которого Наташкина память не сохранила.

Чертыхнулись, плюнули, решили пойти на станцию и поймать автобус на Отепя, хотя погода и сомнительная. По дороге я заметил на стоянке такси водителя одной из машин, читающего со скуки газету типа "Из рук в руки"... Спросил совета, получил три телефона из соответствующей рубрики. Первый же сказал, что легко даст за 500 крон в сутки Almeru. Я обалдел. Переспросил про автомат, потом про адрес. На том же мужике за 10 минут добрались. Маленькая улочка. Заборы дач или маленьких домиков... Никаких вывесок. Звоним на телефон. Никакой реакции. В тоске идем по улочке вдоль. В этот момент открывается калитка в том доме, выходит парень. (Тоже есть традиция не отвечать, экономя деньги!) Переспрашиваем, отдаем Наташкины права на оформление контракта. Машины не видать, правда при входе на участок есть нечто, похожее на гараж. Мужик минут 10 пишет какие-то бумаги (точнее, вбивает в компьютер и печатает на лазернике), уйдя к себе в домик, мы ждем в замечательном садике у детских качелей, Наташка чуть волнуется...

Мужик вернулся. Объяснил права и обязанности, отдал две копии договора подписать, потом одну отдал нам. Взял деньги, сказал, что машину можно будет взять прямо сейчас. К этому моменту я уже прочитал то, что со слуха не понял... Конечно, никакая ни Almera! Opel Omega Caravan 1991 года. Но мужик уверенно говорит, что автомат. А остальное нам в сущности все равно.

Вышли обратно на ту же улочку. Мужик сказал, что через минуту... И впрямь, подъехало транспортное средство... Выяснилось сразу, что не работает указатель бензина, и чуть позже, что не опускается правое переднее окно... Впрочем, зато работает кондиционер, верхний люк, централизованный замок на все двери, да еще и что-то типа магнитолы, которую мы так ни разу и не попробовали включить.

В общем попробовали на этом устройстве ехать. Наташка меня удивила уверенным вождением на разумной скорости на неизвестной машине по незнакомому городу в чужой стране. (Заяц обнаглел...) Доехали до заправки, влили керосину — тот же 95, те же 13 за литр. Только крон... Машинка странно пищала, когда мы из нее выходили, а потом не завелась! Стало обидно! Попробовали еще — фиг! Жалко. Позвонили хозяину. Он пообещал быть через 5 минут, благо близко. Пришел. Выключил ближний свет. Все заработало. Чудны дела твои господи. Кстати, от того и пищало... Умное очень...

Извинились, поехали... В сторону Лимнолоогии и Виртсярве...

Дорога Тарту-Эльва-Ранну-Лимнолоогия у меня, конечно, в стандартном автопилоте не меньше, чем путь по Ленинскому проспекту от Немецкого посольства до Ломоносовского проспекта... Поэтому ощущение от развязки со стрелкой на Эльву в 1 км такое же, как от стрелки в тоннель на Ленинском (откуда бы и куда там мог вести тоннель?!)... Но ясно, что граждане по-простому проложили новую трассу в объезд Эльвы, что отчасти объясняет почему в самой Эльве стало и меньше автобусов, и тише на шоссе возле озера. А тогда по соображениям геометрии мы не пропустим нужной дороги, — ну и вперед! Эти размышления заняли у меня столько времени, сколько потратила наша машина под общим руководством Наташки на то, чтобы на скорости 110 км/ч проехать те 200 м от указателя до самого поворота. Так и доехали, оценив и новую дорогу, и тот сравнительный проселок, по которому я ездил в 80-84-м году, и на котором все тот же асфальт с удивительными видимыми вкраплениями мелких (но не очень) камешков. Асфальт удивителен тем, что почти без ремонта стоит вот уже явно больше 20 лет, причем состояние его явно не хуже большинства московских магистралей. Точнее, оно несколько хуже нового качественного покрытия, но сильно лучше его же через год. А вы говорите: "северные широты"!

На самом озере и в лесах вокруг него впечатления ровно те, за которыми ехалось... Правда, "лисья полянка", к сожалению, вырублена скорее в прошлом, чем в позапрошлом году. На ее месте осталось две с половиной корабельных сосны и одна случайная береза. Теперь там густая трава, какие-то кусты, а под всем этим — остатки лесоповала и следы машин, его вывозивщих. Зато лесок, бывший почти напротив этого места через дорогу, вырос существенно (видимо, когда я его помню ему было 5-7-10 лет, а теперь скорее больше 30...)

На озере погоды в первый раз не дали, было сильно ветрено (что хорошо) и не сильно солнечно (что не очень хорошо), поэтому мы посидели, походили, вернулись на обычное место, поели, а в воду не полезли (то есть Наташка и не собиралась — простуда, а я поленился). Погуляли по лесу, начиная от привычного черничника. Его самое начало тоже было местом лесозаготовки, но больше 5 лет назад, а дальше вглубь — как и всегда. И даже сейчас, в конце августа осталось немало черники, правда, уже не в промышленных, но в обычных сьедобных размерах.

Остальное — на фотографиях и в ощущениях души. Отмечу еще отдельно поразившие меня открытые (в смысле бесплатные) оборудованные стоянки на берегу озера (включающие и кострища, и столы, и пакеты для мусора, и оборудованные сортиры).

Обратная дорога на автопилоте и без особых приключений. По пути — очередные неудачные попытки найти в селах привычные магазины "в чьих недрах все..." — фиг! В Ранну к примеру стандартный супермаркет, каких немало и в Москве, и в Таллине, и в Тарту, и в Берлине или Вене. International! Еще немного и я сам подамся в антиглобалисты!

В Тарту — милейший ужин в очаровательном ресторане на улице Юликооли, там, где на первом этаже любимое кафе. Оказалось — старейший ресторан и кафе города. Очень мило и уютно. Выяснилось, что в ресторане бывают специальные блюда для студентов, которые приходят сюда обедать. (Кстати, в один из предыдущих походов по городу я подошел к стандартной столовке, которая была в двухэтажном темнофиолетовом доме в центре города, просто в двух шагах за углом от того кафе. Домик стоит, местами даже сохранил исходный цвет, но обильно украшен вертикальными яркими цветными полосами, подобранными со вкусом и придающими всему зданию какой-то совершенно поразительный местный и радостный колорит и своеобразие. Внутри ... китайские рестораны.) В нашем скорее классическом европейском ресторане было очень хорошо, кормили вкусно, довольно быстро, но

В результате мы добрели до отеля не быстро, и основные свои способности использовали на храп.

День пятый.

Намеченная поездка в Отепя очень погодозависимая, но утро меня порадовало и я решил ехать. По дороге заедем в Тайваскойа. Наташка тут существо подневольное, значит, я говорю куда, а она крутит руль. ("Два врача ставят клизму...") На самом деле просто такова была исходная договоренность. По дороге для профилактике (с оглядкой на указатель) долили тосолу, получили предупреждение от мужика, что масла тоже маловато.

К моему великому изумлению мы доехали быстро и точно, ни разу с пути не сбившись, причем мой случайный автоматизм (я никогда здесь на машине не был) сработал лучше, чем ихая туристская карта.

Само место мы нашли со второй попытки при помощи местных жителей, но, видимо, эстонцы слишком дорожат этими 300 метрами долины реки Ахья, чтобы рекламировать ее туристам и ставить указатели. Там почти явно все — для своих, точнее, для тех, кто понимает...

Они правы, конечно. Остальное надо видеть, объяснять я это не умею.

Переезд в Отепя не слишком длинный (всего километров на 20 длиннее, чем мне подсознательно казалось до изучения карты) был мною рассчитан по сравнительно прямым дорогам, без крюка через Пыльву и Канепи, но зато качество этих дорог может быть... Нет, не может, а является... Зато мой водитель впервые в жизни ездил сквозь облако пыли от встречной машины. Получала от этого некоторый кайф... Просила фотографировать. Правда, отсутствие разметки да неточное ощущение габаритов нашего Caravan-сарая приводило Наташку к криминальному в прошлые времена правому уклону, а в самом конце этих приключений, на выезде уже одной мало асфальтовой дорожки на другую (уже хорошо асфальтовую) наш правый уклон стоил нам правого же зеркала, и подпорченного Наташкиного настроения... Но звон был хорош! На самом деле — устала с непривычки, и, слава богу, до озера было уже километров 5...

Доехали, увидели забитый досками старый ресторанчик. Грустное зрелище. Зато я сразу заметил, что колесо оборзения на месте и работает. Наташка не увидела его (не знала куда смотреть), поэтому удивление от его наличия и работоспособности прошло только почти к верхней точке подъема. Зато настроение стало соответствовать погоде, благо и развиднелось. Прошли к озеру. Приняли водных процедур. Бр-р-р-р! В Эльве и даже в Чудском было существенно теплее.

Двухчасовая прогулка на лодке с парой выходов на остров и на берег, дополненная наблюдением за собачьими игрищами на лодочной станции (белый лабрадор Loppi и коричневый ретривер Root) были хорошими подстегивающими аппетит факторами. Вернувшись в Отепя, мы проверили тотальность супермаркетирования, на самом деле нашли один магазинчик на три или пять супермаркетов или минимаркетов. Поели в небольшом кафе на главной площади с видом на автостанцию.

Посмотрел я на автобусы, нет, неправду нам сказали в Эльве, есть автобусы Эльва-Отепя и их немало. Узнавать трудно. В Отепя нормальных сайтов скорее мы не нашли, а на тартуских этого нет — район-то уже Валгасский... Почему не висит расписания в Эльве — загадка природы. Кстати, я обратил внимание на то, что если на остановке (например, городского автобуса в Тарту) Вы заметите, что тут останавливается автобус номер 22 — не спешите начинать его ждать. Тут же на столбе висит его расписание. Может оказаться, что он ходит раз в день, причем в 5.37 утра... А если обращать внимание и совсем на мелочи, то выяснится, что и этот сервис бывает только по понедельникам. Эта информация малозначительна, поэтому номер на столбе видать издалека, а тонкости расписания — удел избранных. Впрочем, мы продолжали надеяться, что наш интерес к автобусам остается теоретическим.

Обратная дорога через Рынгу и трассу Валга-Тарту. Наташка ноет, зачем так ехать — есть ведь прямая дорога. Кроме того солнце в глаза и не видать ни пса... Это стоило нам поисков темных очков, выезда на встречную полосу, а машине — сломанного фиксатора на том солнцезащитном щитке над мордой водителя (но, видимо, этой пластмасске настал момент такой — 15 лет жизни ей много...)

В Рынгу тем не менее стоит красивейшая церковь, которую мы поснимали и поехали по трассе в Тарту. Машинка сказала, что двигателю хреново совсем. Горит лампочка фатальных проблем с двигателем, в книжке написано, что надо срочно обратиться в сервисный центр фирмы Opel (где бы его тут взять!). Газ не газует. Скорости не дают. Припарковались, перезапустились, поехали. Три шага. Стоп. Больше на заводимся. Тосолу опять мало. Но не кипим. Масла нет почти совсем, хотя указатель нам ничего про то не говорил. Вечереет. До города 40 км. И чего? Звоним хозяину. Описываем ситуацию. Малчик многозначительно и печально молчит. Думает, как же ему неохота переться час в одну сторону... Потом, говоря уже со мной, а не с Наташкой, он начинает говорить, что машина эта привыкла к такому количеству масла, что тосол вообще фигня. А с бензином чего?

В общем, мы сходимся на том, что долить горючего будет той первой мерой, от которой хуже не будет... Поймали Ауди, которая любезно потратила те 15-20 минут — вернулись в Рынгу, долили в имевшуюся в Ауди канистру 10 литров, вернулись к пепелацу, у него, у гада, не все так просто, через обычную воронку не нальешь (там мембрана), но мы хитрые — два мужика — один с канистрой, другой в воронкой (которая в молодости была пивной бутылкой) и отверткой, которой не страшны никакие мембраны.

Оказалось что долить бензина достаточно. Позвонили малчику — порадовали.

Заехали в Эльву, кинули по монетке в озеро (примета такая, чтобы вернуться). Сняли вечереющий пейзажик...

В Тарту приехали еще в светлое время суток, правда, без идеи покататься еще и без желания опять идти в ресторан.

Сходили напоследок в то самое кафе, где на втором этаже исследованный накануне ресторан. Кафе отличное. Только взбитых сливок уже не дают (кроме тех, которые из бутылки всякий сам может себе надавить в любой точке цивилизованного мира)...

Пришли в гостиницу, пока Наташка делала вид, что собирается, или готовится собираться, я писал часть этих записок.

Спать... Не случилось утром — кой черт меня поднял на час раньше! Впрочем, зато удалось чего-то написать...

День шестой.

Отдали машину. Извинились за зеркало. Заплатили долларов 40... Фигня. Сели в автобус. Два с половиной часа и мы в Таллинне. Кадриорг, чуть-чуть старого города, очаровательное кафе "Матильда" на улице Люхике Ялг, и мы в поезде...

В котором (с задержкой на три часа по таможне в Ивангороде, и отчасти благодаря той задержке) я и дописываю эти строки, отчасти поразив окружающих протянутым в купе удлинителем — чего батарейки-то сажать...

Вот так мы и прокатились. Если на будущий год действительно станет полегче с визами, стОит продолжить...

PS Попытка дописать позднее На самом деле в Таллинне необходимо и заехать и погулять по парку Кадриорг, где надо быть в малозаметном домике Петра, и возможно, хотя необязательно, заходить во дворец, где сейчас выставка картин, которая может отвлекать. В старом городе, помимо прогулки и магазинчика с посудой (расписанной котами, собаками, лисами, зайцами и т.п. — отлично придумано и организовано одной конкретной женщиной-художником), вне всякого сомнения, НАДО посещать башню Кик-ин-де-Кек... Там и музей, и выставка фотографий, и, главное, восхитительные виды города в разные стороны — через семь бойниц на каждом этаже.